Сибирские Огни № 003 - 1991
доводов, пчеловодов и так далее. Так как все вы люди, конечно, раз- ные, что совсем не недостаток, а достоинство, то для начала только в крайнем случае прибегайте к тесному общежитию. В общежитии, в осо бенности скученном, люди скоро изучают недостатки друг друга, а за недостатками не замечают лучших достоинств. Как говорится в одной очень мудрой книге: «Надо в удвоенное стекло смотреть на все доброе и в десять раз уменьшать явление несовершенства, иначе ос танетесь прежними». И когда вам кто-то донесет о чьих-то недостат ках, сейчас же укажите на достоинства. Это очень важно в особен ности в семье русских, мелочные раздоры в которых часто губят са мые прекрасные дела. При этом должна быть самая широкая терпи мость к политическим и религиозным убеждениям членов Общины. Итак, все это взвесивши, обсудивши и принявши лучшее реше ние, начинайте дело по-серьезному, деловито, экономно, осмотри тельно, выбирая сотрудников со всею строгостью. Лучше 10—12 ваг ших крепких и широких мыслью, нежели сто неустойчивых, каприз ных и ленивых. Пусть лучше слабые окрепнут потом, вблизи Общи ны, пусть зародится в них желание соревнования с вами и тогда дай те им постучаться к вам. Причем всем и каждому скажите ясно и определенно, что не богоугодное заведение учреждаете, и даже не уч реждение самопомощи, а учреждение подвига для достижения ве ликой радости небывалого еще служения растущему человечеству. И тогда скоро все увидят, что, помогая общему благу, каждый преж де всего помогает себе. Когда все у вас откристаллизуется и определится, я с радостью приму посильное участие и внесу свой пай, а в будущем надеюсь побывать в вашей Молодой Чураевке и потрудиться с вами на общей работе. XIX. жизнь или с ущ е с т в о в а н и е ; Письмо комсомолке Т, Апрель 1927 Милая Т. Я не видел тебя уже десять лет и как-то не могу себе предста вить, что передо мною не ребенок, а взрослая девушка, вынесшая на своих плечах столько тяжелых перемен, борьбы за хлеб, за обувь, за жилплощадь и за Союз Советских Республик. Я совершенно не страдаю манией сектантской нетерпимости и твое безбожие принимаю без возражений. Только мне не очень понравился стиль твоего письма. Милая моя, нельзя хвалиться неграмотностью. Очень я боюсь, что ваш прогресс вы, советская молодежь, вос приняли не очень глубоко и шумите о своем безбожии лишь потому, что хотите угодить вашему квартальному. В этом отношении, на мес те вашего квартального, я бы предпочел выдумать для вас хоть какое- либо божественное пугало, иначе с вами, как я погляжу, кварталь ному ужасно много дел. Уж ты мне, пожалуйста, не фыркай, но я знаю, что ваше безбожие еще весьма далеко от настоящей духовной свободы. Никакому богу никаких поклонов и каждений, а тем более доносов, подхалимства и попрошайничества совсем не нужно. А вот человеку что-то крепкое, хорошее и светлое — непременно нужно. Нельзя так грубо ломать такое колоссальное явление, как религии народов, религии, которые вели миллиарды людей к прогрессу, к ис кусству и помогли человечеству строить ту самую культуру, в про должении которой сейчас и вы, молодежь новых советских респуб лик, хотите принять некоторое участие. Ничего, никто и нигде не может создать нового — он может только продолжать и улучшать. Это глупое хвастовство ослепляет некоторых из вас, будто вы може те построить какую-то свою пролетарскую культуру. Ведь не только
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2