Сибирские Огни № 003 - 1991

цией», мое религиозное сознание вообще не может уложиться в рам­ ки только одной религии. Да и подавляющее большинство современ­ ных верующих, в особенности в европейских странах и в Америке, исповедуют свои религии потому, что пока не знают более совершен­ ной и Единой. Они ходят в свои церкви по традиции, по этикету, из уважения к предкам и к общественному строю своей страны, иногда из суеверия, часто из чувства страха перед темнотой своих инстин­ ктов. (Заметьте — это чувство духовного самосохранения чрезвы­ чайно важно). А наша всероссийская церковность, духовенство, быт, праздники, молебны, похороны, пироги, весь красочный и сочный быт — грехи и покаяния. Причастие! Все это красочно, имеет свою внешнюю и внутреннюю обаятельность, украшает быт, помогает вос­ питанию юношества, помогает держать в некотором повиновении че­ ловеческие страсти, часто взнуздывает самые звериные инстинкты. Но вот по вине каких-то отдельных милостивых государей или по капри­ зу случая вспыхивает война, ужаснейший из грехов человечества, и никакая церковь, никакая религия не может это устранить. Напро­ тив, большинство церквей, с обеих сторон, часто являются пунктами сосредоточения патриотизма и молятся о победе над врагом и су­ постатом. Я старательно искал в истории и пока не нашел ни одного случая, чтобы хоть одна христианская церковь выступила против войны и предложила бы врагу в жертву себя или хотя бы громко подняла свой голос о братском примирении и единении. Да и нель­ зя, совершенно безнадежно даже на минуту допустить, чтобы все церкви всех народов, со всем их закостенелым и часто жестоким за­ конодательством, чтобы они когда-нибудь могли между собою при­ мириться и объединиться. Нет, надо именно выйти из пыльных залежей их омертвелых богословий, столь запутанных, столь усложненных и нагроможден­ ных, и увидеть, прямо и непосредственно увидеть небо как бй в первый раз, и как бы в первый раз открыть и омыть сознание, и не верой, а именно точным знанием непреложного, научно доказуемого построения и отдельной капли и всей вселенной... Надо сделать ка­ кое-то усилие всеобщей воли и поверх всего слишком человеческого, левее левых и правее правых, выше высоких и ниже самых низких — объять дерзанием и ринуться во всеоружии всех техник, всех наук, всех творчеств, ринуться на поиски нового, неслыханно прекрасно­ го, невыразимо справедливого и, главное, Единого для всех Бога и Учителя. И нет сомнения, у меня нет никакого сомнения, но есть явное и радостное ощущение того, что этот Бог и этот Учитель — после пер­ вого могучего толчка к Нему нашего сознания окажется ближе все­ го. Его присутствие, Его свет и силу мы почувствуем в самих себе, в нашем сердце, в каждой улыбке ближнего, в каждом сверкании кристалла, в каждом дыхании цветка, во всей той правде-истине Бы­ тия, существование которого ведь не нужно же доказывать. И повторяю вам — не только верю в это, но знаю: идеал такой религии (иначе этого назвать нельзя) вместит в себе все малое и все великое и ничего не отвергнет и ничто не умалит. И человек тогда вырастет сразу и возможности его превзойдут все фантазии. Все это, конечно, мысли не мои, только я их излагаю вам, к сожалению, не теми могучими словами, какими они выражены раз­ ными великими мыслителями и пророками, и потому хотел бы, чтоб когда-нибудь вы сами достучались до первоисточников. Впрочем, при желании главные из них легко доступны. Только надо уметь очистить зерна их от пыли недостойной человеческой захватанности в течение тысячелетий. Что из того, что человечество именами Будды и Христа настрои­ ло два миллиона храмов? Оно спит, объятое кошмаром слепоты сво­ ей. Оно распяло Второго. Но именами Обоих настроило два миллио­ на храмов. И снова спит, объятое кошмаром слепоты своей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2