Сибирские Огни № 003 - 1991
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто поте ряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Что же это значит и не пора ли понять это без страха и до конца? Сейчас в России, да и всюду среди упомянутого мною косми ческого мусора, много чудесной, ищущей молодожи, новой, но не верующей в Бога, даже отвергающей Учение Христа, и не имеющей никаких духовных радостей. Не погибает ли она духовно? Не сле дует ли поспешить к ней на помощь? Но ведь, с другой стороны, не в сане же священника идти к ней. Не навязывать же ей то, о чем она не может даже слышать? Что же должны сделать истинные почита тели Христа? Не должны ли они душу свою потерять для того, что бы поверили в истинно благое .их намерение и допустили бы их в свою среду для простой, какой-то совершенно не похожей на рели гиозную работу, но работу, которая по-новому, по-ихнему, по-безбож ному их будет просветлять и радовать? Значит, не следует ли истин ным христианам для такой работы исполнить завет об истинной люб ви к человеку, если бы даже пришлось потерять душу свою? Вот какое толкование Евангелия позволяю я допустить, мой друг, не’ только в отношении вас, но и в отношении себя. Допусти мо ли такое с точки зрения какой бы то ни было церкви? Я думаю, что всякая теперешняя церковь слишком неподвижна и ограничена, чтобы так свободно толковать жертву Христову. А если церковь на это способна, то теперь и она сама должна благословить нас в на шем устремлении служить общему благу вне церкви. «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма». Вот почему, мой юный друг, и о судьбе православия и о его роли в будущей жизни русского народа у меня имеются свои, быть мо жет, тоже еретические суждения. Когда началось Русское Православие? Со времен патриарха Ни кона. И с тех пор господствующая в России церковь присвоила себе имя: Право-Славная, то есть самая правильная, самая славная. Как же звучит это по отношению к другим верам и религиям, даже к сох ранившим древние обычаи тем же русским церквам и верам? Опре деленно осудительно. По-христиански ли это? Не напоминает ли это притчу о Мытаре и Фарисее? Между тем русская вера и ее могуще ство строились русскими подвижниками задолго до Никона. Значит ли, что они не были еще православными? Да и как будет звучать, если Сергия Преподобного, подвизавшегося в 14-м веке, мы назовем неправославным святителем? Или он неправославный или право славная церковь нарушила Его строительство. Все это, быть может, спорно, но все же, когда мне приходится именовать себя православным, я чувствую, что тем самым я возво жу себя в превосходную степень над всеми неправославными. Еще в раннем детстве, когда однажды из проповедей нашего сельского батюшки я услыхал, что все некрещеные люди пойдут в ад, а мы, крещеные, увидим свет Христа, я в тайне был глубоко оскорблен за такую явную несправедливость. Чем же виноват мой друг и сосед, сын пастуха, некрещеный киргизенок Крыкпайка, если он родился от некрещеных родителей и, ничего не зная о Христе, умрет? Конеч но, позже я понял, что свет Христов — есть свет для всего мира, но, в то же время, уже взрослым человеком я глубоко возмутился, когда с амвона церкви снова порицались некрещеные люди и такие наро ды, как китайцы и индусы, назывались идолопоклонниками. Вот почему, почитая основную сущность Русского Правосла вия, как одну из наиболее прекрасных и в то же время наиболее скорбных страниц русской истории, я в то же время думаю, что и многие неправославные не только христианские, но и еврейские, и мусульманские, и в особенности буддийские религии имеют все права на наше уважение. Не днаю почему, быть может, потому, что мы, русские, по це лому ряду причин, уже почти сделались «интернациональной на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2