Сибирские Огни № 003 - 1991

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто поте­ ряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Что же это значит и не пора ли понять это без страха и до конца? Сейчас в России, да и всюду среди упомянутого мною косми­ ческого мусора, много чудесной, ищущей молодожи, новой, но не верующей в Бога, даже отвергающей Учение Христа, и не имеющей никаких духовных радостей. Не погибает ли она духовно? Не сле­ дует ли поспешить к ней на помощь? Но ведь, с другой стороны, не в сане же священника идти к ней. Не навязывать же ей то, о чем она не может даже слышать? Что же должны сделать истинные почита­ тели Христа? Не должны ли они душу свою потерять для того, что­ бы поверили в истинно благое .их намерение и допустили бы их в свою среду для простой, какой-то совершенно не похожей на рели­ гиозную работу, но работу, которая по-новому, по-ихнему, по-безбож­ ному их будет просветлять и радовать? Значит, не следует ли истин­ ным христианам для такой работы исполнить завет об истинной люб­ ви к человеку, если бы даже пришлось потерять душу свою? Вот какое толкование Евангелия позволяю я допустить, мой друг, не’ только в отношении вас, но и в отношении себя. Допусти­ мо ли такое с точки зрения какой бы то ни было церкви? Я думаю, что всякая теперешняя церковь слишком неподвижна и ограничена, чтобы так свободно толковать жертву Христову. А если церковь на это способна, то теперь и она сама должна благословить нас в на­ шем устремлении служить общему благу вне церкви. «Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма». Вот почему, мой юный друг, и о судьбе православия и о его роли в будущей жизни русского народа у меня имеются свои, быть мо­ жет, тоже еретические суждения. Когда началось Русское Православие? Со времен патриарха Ни­ кона. И с тех пор господствующая в России церковь присвоила себе имя: Право-Славная, то есть самая правильная, самая славная. Как же звучит это по отношению к другим верам и религиям, даже к сох­ ранившим древние обычаи тем же русским церквам и верам? Опре­ деленно осудительно. По-христиански ли это? Не напоминает ли это притчу о Мытаре и Фарисее? Между тем русская вера и ее могуще­ ство строились русскими подвижниками задолго до Никона. Значит ли, что они не были еще православными? Да и как будет звучать, если Сергия Преподобного, подвизавшегося в 14-м веке, мы назовем неправославным святителем? Или он неправославный или право­ славная церковь нарушила Его строительство. Все это, быть может, спорно, но все же, когда мне приходится именовать себя православным, я чувствую, что тем самым я возво­ жу себя в превосходную степень над всеми неправославными. Еще в раннем детстве, когда однажды из проповедей нашего сельского батюшки я услыхал, что все некрещеные люди пойдут в ад, а мы, крещеные, увидим свет Христа, я в тайне был глубоко оскорблен за такую явную несправедливость. Чем же виноват мой друг и сосед, сын пастуха, некрещеный киргизенок Крыкпайка, если он родился от некрещеных родителей и, ничего не зная о Христе, умрет? Конеч­ но, позже я понял, что свет Христов — есть свет для всего мира, но, в то же время, уже взрослым человеком я глубоко возмутился, когда с амвона церкви снова порицались некрещеные люди и такие наро­ ды, как китайцы и индусы, назывались идолопоклонниками. Вот почему, почитая основную сущность Русского Правосла­ вия, как одну из наиболее прекрасных и в то же время наиболее скорбных страниц русской истории, я в то же время думаю, что и многие неправославные не только христианские, но и еврейские, и мусульманские, и в особенности буддийские религии имеют все права на наше уважение. Не днаю почему, быть может, потому, что мы, русские, по це­ лому ряду причин, уже почти сделались «интернациональной на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2