Сибирские Огни № 003 - 1991

И все шел, медленно подвигаясь вперед, слегка склонив голову, выслушал одного, благословляя в то же время другого. И только из­ редка он поднимал голову вверх, и глаза его, минуя обращенные к нему со всех сторон взгляды, на секунду останавливались на синею­ щем крае далекого неба. И в них было какое-то вечное спокойствие и тяжкое бремя что-то познавшего человека, которому судьба дала в руки сотни этих слабых и больных душ, грехи и нужды которых он уже знал прежде, чем ему начали рассказывать о них. Он поражал людей не суровостью, а своим спокойствием и от­ крытым ясным взглядом своих глаз, встречаясь с которыми каждый чувствовал растерянность и точно боязнь, что сейчас откроется все его тайное». И далее: «...Вдруг по толпе пробежал легкий шорох, она затихла и подоб­ ралась... Из узкой боковой двери с нарисованными на ней архангелами вышел о. Георгий в старенькой, короткой по его росту, эпитрахели. Говорили, что это та самая эпитрахель, которую надел на него дру­ гой, прославленный угодник, завещавший ему свою благодать ду­ ха. И взгляды всех невольно приковались к этой истершейся потем­ невшей золотой парче. Он подошел к аналою и, не молясь, долго стоял неподвижно, опу­ стив руки и устремив взгляд выше закрытых и завешенных царских врат. Потом вдруг послышался голос, странно непохожий ни на мо­ литву, ни на возглас священника. Такой голос бывает у человека, глубоко поглощенною одним чувством, которое он высказывает са­ мому себе, когда вблизи никого нет. Некоторые даже оглянулись, думая, что это сказал кто-нибудь другой. — Кому расскажу печаль мою? Кому с открытым сердцем рас­ крою душу мою? Тебе, Боже вечный... ибо Ты видишь все. Ибо Ты знаешь все...— говорил среди окаменевшей тишины странно тихий, сосредоточенный голос. Точно он был совершенно один в храме и устремленные кверху глаза его видели не видимое для других су­ щество, которое являло себя только его глазам. — Господи,— продолжал тот же тихий, сосредоточенно ушед­ ший в себя голос,— видишь их, видишь народ Твой — нищий и убогий, но ищущий Тебя и путей Твоих. К Тебе пришли... не оставь их, слабых, без помощи, не покинь, ибо разбредутся, как овцы. Ты да­ ровал мне, слабому, силу: сподобил меня, недостойного, познать без­ мерную вечность миров Твоих и краткую тленность земного. При­ общи же и их, Господи, к вечности Твоей, да прозреют. Ибо страж­ дут потому, что слепы и не открыты души их». Я сделал столь большую выписку из книги потому, что сам знал трких священников (отец Ефимий в Семипалатинске в 1900-х го­ дах, отец Сергий в Ялте, в 1920-х годах). Да, к таким священникам и я с благоговением ходил бы за советом и для молитвы, если бы они были поблизости. И если, после очень суровой проверки ваших чувств и настроений, вас не испугает истинный подвиг такого настоящего священника, то я первый буду восхищаться вашим подвигом и вос­ хождением. И когда вЬг предстанете пред алтарем на вашей первой литургии — помолитесь за меня, как за недостойного сына право­ славной церкви, ибо, может быть, не по-христиански я придирчив к современному священнослужителю. И вспомните также следующие, многогрешные мои вопросы к вам, как к молодому и отважному сея­ телю блага: х Где более всего необходима истинная христианская любовь? Не там ли, где все безбожно, все изломано, развращено и погибает в зло­ бе и унынии? Истинный же смысл Учения Христа о любви — не по­ лон ли самоотречения?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2