Сибирские Огни № 003 - 1991

бы такой работою настолько, что все окружающее вас, беженски-уньг- лое и безнадежное, не так бы угнетало вашу душу. Простите, что я, профан в этих вещах, позволяю себе задавать вам темы. Но уж та­ кой я назойливый в этих вещах и, главное,— уверенный, что это- нужно всем народам мира для утверждения их мирного труда и вос­ хождения* на новые высоты бытия. Ну, извините... Рука закоченела и ничего не видно. Костер почти погас, но суп, я думаю, сварился. Признаться, я весь день не ел сегодня. XIV. «ПРАВО, СЛАВНЫЕ ЛИ МЫ!» (Письмо члену Христианского Общества Молодых Людей — Е. Н. Р.) Апрель 1927 Юный друг мой! Мне очень понравилась в вашем письме его вторая часть. Мне даже кажется, что я еще недавно точно так же думал и чувствовал. Вы пишете: «Вы правы, думая, что если бы я с детства был в России, то, на­ верно, и я был бы среди комсомольцев. Но сейчас мне очень жаль их и даже как будто я в чем-то виноват перед ними. Чувствую я это, как тот счастливый мореплаватель, который плывет по морю на хорошем корабле, и вокруг плывут сотни и ты­ сячи предоставленных себе, без руля и без ветрил. Потому что их безверие несет в себе не только гибель их духовности, но и физичес­ кое разложение. У них нет сдерживающих центров, они пьют, сквер-, нословят, развратничают, заражаются, и в результате — смертель­ ный пессимизм и даже самоубийства. Даже поэт Есенин — жертва такого же безверия. Надо всякому человеку хоть во что-нибудь свя­ тое верить... Я говорю, что в сравнении с ними, именно, как будто * я богач какой-то, а они все нищие. У меня так много любви, что я и их могу любить, а они меня не могут. Даже то, что я люблю опрят­ ность и чистоту, их раздражает, и они это считают буржуазными привычками». ♦Но укажите,— пишете вы далее,— как лучше применить мою любовь к жизни, когда вокруг все разлагается и когда ее не хотят? И как сами смотрите вы на судьбу нашего русского православия и на его роль в жизни будущего" русского народа? Я говорю это пото­ му, что, признаться, за последнее время все чаше думаю совсем уй­ ти от этой грязи и сделаться священником». Очень серьезную вы задали мне задачу. Признаться, я снова должен был многое пересмотреть в себе самом. Да, думаю, что не только легкомысленны, но и просто непрак­ тичны грубые насилия над естественным течением и последователь­ ным развитием духовных исканий человека. Поэтому естественный ход событий и простая жизненная ло­ гика научит и безбожников найти какой-то свой лучший идеал, ибо безбожие их я считаю только временною пустотой, которая скоро должна быть заполнена чем-то окрыляющим- и значительным. И с этой стороны я, при всей моей любви к духовности, должен сказать, что период полного безбожия может быть периодом приготовления к наиболее острому исканию наиболее истинного Учения. Неисправи­ мые, негодные, склонные к разложению, конечно, погибнут как кос­ мический мусор, а все жизненно крепкое выйдет из безбожия наибо­ лее устремленным к Космическому Свету Разума, то есть к какому- то новому, своему Богу. Ваше же положение заставляет меня задуматься, пожалуй, бо­ лее серьезно. Настроение ваше светлое и устремление прекрасное, а между тем именно за вас смущена душа моя. Как мог бы я вас от­ говаривать от вашего намерения стать священником? Но и должен ли я это посоветовать в современных условиях? Это ныне подвиг бо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2