Сибирские Огни № 003 - 1991
закончил нашу общую беседу следующей речью, которую я точно записал тогда: — Конешно... Это все интересно, как нам лектор рассказал про Сибирь и про богатства и про все. Конешно — оно обидно, что в родной земле лежит богатство и мы не умели его сами брать, а даже едем у чужие стороны искать свое счастье. Ну, только вы, господин лектор, нас должны звинить, как мы народ рабочий и мало обра зованный... Книг больших нам читать не доводится и, просто ска зать, нету времени. А мы хотим услышать што-нибудь про жизнь... Нам эти четыре года все морочуть голову то про большевиков, то про меньшевиков, про анархистов да про монархистов... Одним словом, про политику... А нам, сказать по совести, все это очертело до смер ти... Нам нужно хоть бы раз услышать то... как бы сказать...— Тут оратор споткнулся и, не подыскавши слов, повысил голос:— Ну, одним словом, жисть проходит, все мы трудимся, а свету настояще го не видим... нам все говорят и в книжках пишут: «свет, свет». А какой он, свет — мы так и умрем — не узнаем. Надо бы вот что, господин лектор, требовается, чтобы коротко и ясно про то...— Он опять запнулся и, боря в себе что-то не подходящее к аудитории, по правился: — Не то что там по-Божьему, но сказать по-правильно му, чтобы легше жить... Там нам нету дела, при большевиках аль при меньшевиках — а чтобы легше жить...— Он опять споткнулся, мяг ко улыбнулся и закончил:— Одним словом, на душе бы трошечку веселее было, штоб этот самый проклятый джаб дух бы наш не убил вовсе... А то больно тяжко всем живется. Звините, пожалуйста... Бурей возгласов была покрыта эта речь. И в буре этой я почуял ту же жажду светлого,* высокого, Самого Главного, чего искони вез де и всеми жертвами искали все простые народы. Да, я могу сказать: в тот вечер я услышал истинный зов боль шого народного сердца. Вот я и решил, дорогой профессор, на ваши ядовитые вопросы немедленно ответить следующее: 1) Всякому народу во все времена прежде всего нужен был За кон высокого порядка, и закон этот все народы называют Богом, и с с фактом этим придется считаться и правительству, и школе, и науке, и искусству. 2) Если вы подумаете об этом как о факте даже лишь этногра фическом, то, признавая силу народной думы как особую энергию, как научно доказуемые волны большого напряжения и давления, мо жете ли вы посчитаться с этой силой как с накоплением электриче ства, которое должно, конечно, дать большие взрывы при неправиль ной разрядке или при неумелой перемене тока? 3) Если вы признаете наличность накопления такой, тысячеле тиями нараставшей, силы, то почему бы вам, ученым людям, не по пробовать подойти к этому вопросу с совершенно серьезной и опре деленною задачей точных наук: найти микроб религиозности на предмет точного установления: болезнь это или полезная сила? И ес ли это болезнь, надо сделать опыт какой-то прививки и, получивши сыворотку, лечить ею эту болезнь. Если же это сила здоровая, то на до этой силой зарядить какую-то хорошую машину, да так, чтобы Бог без дела не сидел в церковных алтарях, а творил бы именно ту радость жизни, с которой всякому народу, в том числе и нам с вами, было бы немножко «легше жить». Вот почему, дорогой профессор, и один из героев моей Эпопеи занят исканием этих, «нарушающих художественное впечатление», элементов. Я же называю эти искания — исканиями высшего За кона Бытия, который, по моей глубокой вере, суть закон бесконеч ного совершенствования и восхождения человеческого разума и духа. Если бы вы пожелали найти какую-то нить для научного изыс кания в этой области, я убежден, что книгу вашу на такую тему мож но было бы в Америке издать. А может быть, и сами вы увлеклись
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2