Сибирские Огни № 003 - 1991
ушел из церкви, но оказался на улице и в кабаке и, освобожденный от страха божия, освободил себя и от морали; и по вашим же сло вам, «стал хуже и темнее и преступнее». Но только, какие бы превращения и извращения народной пси хологии ни произошли, я никогда не поверю, будто русский народ помирится на хорошей сытой жизни и на мелкобуржуазной пошло сти. Отчего же? Я приветствую и просвещение избачей. Да, избачи могут дать гораздо более, чем даже всякая сытая жизнь, если бы мы захотели помогать им правильнее понимать, что такое настоящее общественное благо и чем насытить стремление народа к Самому Главному. И разве уже так плохи эти устремления и искания народа к каким-то далям, к божеским высотам? Я думаю, что всякая ра зумная власть должна была бы этот вопрос поставить *на очередь как самый важный. И не репрессии и запрещения, которые всегда только усиливают секты и подпольное невежество, а именно научно, глубоко исследовать психическую сторону религиозного вопроса. Как знать — быть может, именно научно будет найдена такая увле кательная тропа к какой-то еше небывало светлой и широко объеди няющей проблеме, которая в живых и явных фактах даст истинную радость всем народам? На эту мысль меня навел один эпизод из моей жизни здесь в Америке. Зимою 1925 года в одном из пригородов Нью-Йорка я читал русским рабочим одну из своих лекций о Сибири. Рассказывая им о нетронутых богатствах, я как раз остановился на астрономических цифрах залежей каменного угля, которого в одном Кузнецком бас сейне столько, что, если добывать по сто миллионов пудов в год,— хватит на один миллион и двести лет... Вдруг один из моих слушателей громко крикнул: — А может, вы врете! Мы у Сибири не булы, та и не доведется — хиба ж тебя проверишь? Поднялся шум. Многие возмутились, стали защищать меня. Но для многих выкрик послужил сигналом. Они вскочили на ноги, послышалась озлобленность, совершенно непонятная и никак не вы текающая из обстановки. — Чего нас золотыми-то горами в Сибирь манить?.. — Про Америку нам тоже насказали сказок... — Знаем мы, как тут люди богатеют!.. — Я семнадцать лет в ярме хожу — все на одном джабе (ра бота)! Если бы я сам не был выходцем с того же илистого дна народ ного, я, может быть, оскорбился бы и ничего бы не понял. Но я по нял и торжествовал, ибо мои слова и цифры о космических залежах сибирского богатства дошли до самого нутра моих слушателей и взбу доражили в них спавший дух. И этот дух дал первый выстрел, как взорвавшаяся бомба. И действительно, когда угомонились страсти и после окончания лекции ко мне посыпались вопросы, мои слушате ли ждали от меня ответов, как от оракула. И тут-то, отвечая иногда на совершенно несуразные, как будто не идущие к делу вопросы, я впервые по-настоящему вспомнил о том, как же бесконечно долго и глубоко-оскорбительно обманывали народ, находивший Бога и терявший Его снова. И вот эти все, сидевшие передо мной, так или иначе были мно го раз обмануты, и если некоторые из них еще во что-то верили, то или по своей великой незлобивости и кротости, или потому, что нет ничего лучшего, во что поверить. Только потому, мне кажется, я и вышел из тяжелого испытания, что я отвечал на их вопросы с не кренним желанием не обмануть и не слукавить. И вот после моих ответов в последнем ряду поднялся уже полу- седой, почтенный человек и степенным, карпато-русским говорком2 2 Сибирски» огни № 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2