Сибирские Огни № 003 - 1991
IX. КОГДА СЛЫШИШЬ ОТОВСЮДУ ЖАЛОБЫ. Октябрь, 1926- Друзья мои! Хотелось 6Й1 сказать все сразу, коротко и все самое необходимое. Но как сказать все проще и сильнее, чтобы в слове была истинная помощь? Прошло более полугода с тех пор, как я писал вам о первых днях моего счастливого отшельничества здесь, на Помпераге. Каж дый день хотел писать, но каждый мой час пребывания здесь был так полон, так изнурительно обременен физической работой, что да же близкие мои, знаюшие цели моего труда, часто говорили: — Свечу нельзя жечь с двух концов. Пощадите себя! Я не отвечал не только вам. Месяцами не садился за любимую рукопись. Внешне огрубел, рабочий костюм часто порван, грязен, и вид мой был почти убог рядом с элегантными гостями, изредка на вещавшими мой скит. Я очень похудел, осунулся, но сам не знаю, откуда во мне столько легкости и молодости? Я не хожу, а бегаю, иногда вприпрыжку... Я поднимаю и ношу огромные камни, по пяти часов подряд могу огромным молотом разбивать упрямую скалу, прокладывая путь для автомобилей в таких местах, где еще вчера могли ходить лишь звери. Я упорно преодолеваю множество препят ствий, чтобы создать своим трудом, и думаю, и духом — прежде всего независимость, а если мне удается, то и средства для того лю бимого дела, которым живу, — для возможности воплощать краси вые идеи в действия. Именно здесь, в Америке, я понял, что все тех нические средства и даже власть должны быть по возможности в руках людей мысли и духа, способных к творческому созиданию. Бедность же, ежели она не величава, как бедность Христовых апо столов, я называю матерью пороков. Во всяком случае, она тормозит развитие сознания. Особенно ненавижу босячество! На этот раз хочу вам написать не о прелестях природы и не о радостях лесного пустынножительства, а о том, что больше всего вас волнует в данную минуту: о создании хоть какого-нибудь мате риального благополучия там, где вы находитесь... Прежде всего не надо ставить вашего благополучия в зависи мость ни от того, что вы томитесь в беспросветной бедности на роди не, ни от того, что вы лишены родины и находитесь в рассеянии по белу свету. Кроме ваших, я продолжаю получать множество писем, востор женных и жалобных, умоляюших и обвинительных. «Хорошо вам говорить о самопомощи, когда вам помогли дру гие!» — пишет мне какой-то аноним из Франции. «Вам легко проповедовать любовь к природе, когда вы сдела лись помещиком в Америке», — звучит усталый голос из Самары. «Испытали.бы вы нашу участь — участь слуг у негритосов!» — доносится, как стон, из Эфиопии. «Слова, слова, слова!» — саркастически восклицает во всем об манутый корреспондент с солнечного острова Крита. Не перечесть печальных и трогательных образов о терпении и о безнадежном будущем многих людей искусства, науки и литературы. И почти все они вздыхают об.одном: «Где же те люди, которые бы оценили наши труды и достижения хотя бы лептою Евангельской Вдовицы? Где, кому нужны те идеалы, за которые мы отдали все наши силы?..» «Если голодает сам Бальмонт и никому не нужны даже его бес смертные цветы поэзии, то где же мне, неизвестному?..» — скорбно жалуется молодой поэт. «Скажите, неужели там, в Америке, нет ни одного порядочного богача?.. Ну, что им стоит — выдать нам хотя бы по сто долларов,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2