Сибирские Огни № 003 - 1991

IX. КОГДА СЛЫШИШЬ ОТОВСЮДУ ЖАЛОБЫ. Октябрь, 1926- Друзья мои! Хотелось 6Й1 сказать все сразу, коротко и все самое необходимое. Но как сказать все проще и сильнее, чтобы в слове была истинная помощь? Прошло более полугода с тех пор, как я писал вам о первых днях моего счастливого отшельничества здесь, на Помпераге. Каж­ дый день хотел писать, но каждый мой час пребывания здесь был так полон, так изнурительно обременен физической работой, что да­ же близкие мои, знаюшие цели моего труда, часто говорили: — Свечу нельзя жечь с двух концов. Пощадите себя! Я не отвечал не только вам. Месяцами не садился за любимую рукопись. Внешне огрубел, рабочий костюм часто порван, грязен, и вид мой был почти убог рядом с элегантными гостями, изредка на­ вещавшими мой скит. Я очень похудел, осунулся, но сам не знаю, откуда во мне столько легкости и молодости? Я не хожу, а бегаю, иногда вприпрыжку... Я поднимаю и ношу огромные камни, по пяти часов подряд могу огромным молотом разбивать упрямую скалу, прокладывая путь для автомобилей в таких местах, где еще вчера могли ходить лишь звери. Я упорно преодолеваю множество препят­ ствий, чтобы создать своим трудом, и думаю, и духом — прежде всего независимость, а если мне удается, то и средства для того лю­ бимого дела, которым живу, — для возможности воплощать краси­ вые идеи в действия. Именно здесь, в Америке, я понял, что все тех­ нические средства и даже власть должны быть по возможности в руках людей мысли и духа, способных к творческому созиданию. Бедность же, ежели она не величава, как бедность Христовых апо­ столов, я называю матерью пороков. Во всяком случае, она тормозит развитие сознания. Особенно ненавижу босячество! На этот раз хочу вам написать не о прелестях природы и не о радостях лесного пустынножительства, а о том, что больше всего вас волнует в данную минуту: о создании хоть какого-нибудь мате­ риального благополучия там, где вы находитесь... Прежде всего не надо ставить вашего благополучия в зависи­ мость ни от того, что вы томитесь в беспросветной бедности на роди­ не, ни от того, что вы лишены родины и находитесь в рассеянии по белу свету. Кроме ваших, я продолжаю получать множество писем, востор­ женных и жалобных, умоляюших и обвинительных. «Хорошо вам говорить о самопомощи, когда вам помогли дру­ гие!» — пишет мне какой-то аноним из Франции. «Вам легко проповедовать любовь к природе, когда вы сдела­ лись помещиком в Америке», — звучит усталый голос из Самары. «Испытали.бы вы нашу участь — участь слуг у негритосов!» — доносится, как стон, из Эфиопии. «Слова, слова, слова!» — саркастически восклицает во всем об­ манутый корреспондент с солнечного острова Крита. Не перечесть печальных и трогательных образов о терпении и о безнадежном будущем многих людей искусства, науки и литературы. И почти все они вздыхают об.одном: «Где же те люди, которые бы оценили наши труды и достижения хотя бы лептою Евангельской Вдовицы? Где, кому нужны те идеалы, за которые мы отдали все наши силы?..» «Если голодает сам Бальмонт и никому не нужны даже его бес­ смертные цветы поэзии, то где же мне, неизвестному?..» — скорбно жалуется молодой поэт. «Скажите, неужели там, в Америке, нет ни одного порядочного богача?.. Ну, что им стоит — выдать нам хотя бы по сто долларов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2