Сибирские Огни № 003 - 1991
глаза, и вы увидит«, что перед смелым взглядом бесстрашия »тот страх исчезнет. Ибо его в действительности не существует. Конечно, мы должны видеть всю правду, отличать уродливое и красивое и не быть легкомысленными радостниками. Ведь не всякому дан щит бла женного или юродивого. Но мы должны без страха переоценить все достижения человеческого гения и иметь мужество отвергать изжи тое или извращенное, чтобы точно знать, зачем живем, куда идем и что можем сделать лучшее? По этому поводу много сказано, еще больше написано, но, увы, много прекрасного покрыто вековою пылью книгохранилищ. Люди не читают. Над вопросами прогресса и совершенствования уже многие тыся челетия думали величайшие пророки, мудрецы, гении искусства, ве ликие писатели, великие изобретатели. И все они только тогда дава ли исчерпывающие ответы, когда, презирая всякий страх, пропове довали правду, свободу мысли и бесстрашие перед бесчисленными человеческими предрассудками. А эту правду и свободу мысли могут дать лишь свет знания и свет человеческой любви. Ведь любовь первый, самый могучий и самый неугасимый светильник бесстра шия. И только этими светильниками знания и любви можно преодо леть уныние не только наше, но и наших ближних. В конпе концов, страх есть только предрассудок, темное место нашей души, не осве щенной знанием. Возьмем простой пример: когда-то первобытный человек боялся огня и огонь для него был источником ужаса. И дей ствительно: вообразите, если бы сейчас какие-либо неразумные жи вотные могли овладеть огнем. Они бы подожгли все леса и поля, го рода и села и самих себя. Человек же, благодаря своему знанию, ов ладел не только огнем, но и электричеством, и радием, и многими силами природы только потому, что откинул суеверный страх и по любил радость высших достижений. Вот почему всякому разумному человеку необходимо прежде всего овладеть бесстрашием, как огнем. Ведь и огнем можно наде лать больше зла, нежели добра. Но когда бесстрашие будет только броней для нашего знания, а свет любви будет нашим проводником во всех путях жизни, тогда и сама смерть покажется лишь перехо дом в лучшую, более совершенную жизнь. И вот таким-то людям и принадлежит все лучшее будущее, ибо лишь бесстрашно владеющие огнем разума и любви могут стать воистину царями природы, бого- человеками. И самое прекрасное здесь заключается именно в том, что этого могут достигнуть все бесстрашно устремившиеся к свету, как к талисману, открывающему путь в царство бесконечно возрастаю щего ликования жизни. Впрочем, я не знаю, насколько все эти книжно выраженные мною мысли для вас убедительны. Я мог бы привести десятки под тверждений в ясных жизненных примерах. Для начала посылаю вам один из них, самый простой: рассказ охотника., VII. РАССКАЗ ОХОТНИКА Однажды в поезде между Иркутском и станцией Черемхово я разговорился с одним охотником. Еще не старый, словоохотливый, веселый, подвижной, как все сибирские охотники, он рассказал мне много любопытного. И вот что нахожу я ныне в своих записках об этой встрече. — Не хваставшись скажу, десятка два медведей взял, — рас сказывал охотник. — С отпом, когда мне было лет семнадцать, тигра живым на Амуре взяли для Верещагина... Небоись слыхали такой разъезжал по Сибири, для музеев живых зверей скупал. — А тигра взять живым — это же анахтемское дело... Не дай Господь забояться хоть на волосок. Как лишь страх почуял, так уж и виноват и всякий зверь тебя к смертной казни осудит. Небоись сами испытали, при- 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2