Сибирские Огни № 003 - 1991
ются друг с другом в воздержании от яств — так и мы станем состя заться друг с другом, чтобы искоренить злословие. По прошествии определенного количества дней проходит и пост. Если мы за то время научимся воздерживаться от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет нам вечная от него польза. Многие, видел я, радуются и говорят друг другу: мы победили, мы одолели, половина поста убыла. А убыла ли половина грехов? Ес ли бы мы получили от поста исправление нравов, то ощутили бы бла гие действия его, и тогда пожелали бы, чтобы хоть каждый день был пост; никогда не перестали бы любить его. Говорю же все это не в осуждение воздержания от пищи: да не будет сего! Скорблю только, когда вы, презрев все прочие добродетели, достаточною для вашего спасения почитаете лишь одну. Важнейшие же из них: любовь, кро тость и милостыня, превосходящая даже девство. Егда же поститеся, не будите якоже лицемери сетующе: помра чают бо лица своя, яко да явятся человеком постящеся (Мф. 6, 16). Мы не только подражаем лицемерам, но и превзошли их. Я знаю многих, которые, не только когда постятся, обнаруживают это пред людьми, но и, совсем не постясь, принимают на себя лица постя щихся. Я делаю это, говорят они, для того, чтобы мне не соблазнить других. Но что ты говоришь? Постится тебе повеливает закон Бо жий, а ты ссылаешься на соблазн. И ужели думаешь, что, исполняя сей закон, ты соблазняешь? а нарушая, не делаешь соблазна? Что может быть хуже сего извинения? Ты вдвойне лицемеришь. Спаси тель заповедал нам не только не выставлять на вид добрых дел своих, но тщательно укрывать их, как Он и Сам еще прежде наставления поступил. О милостыне не просто сказал: внемлите, милостыни ва шей не творити пред человеки, но, присовокупил: да видими будете ими (Мф. 6, 1). О посте же и молитве сего не сказал. Почему? Потому что подавать милостыню совершенно тайно невозможно, а молиться и поститься можно. Пост великая школа воздержания. Почему Великие подвижни ки приобрели огромную силу воли в борьбе со всеми соблазнами. Воздерживаясь в пище, они воздерживались всего греховного. Само воздержание от пищи должно быть постоянным напоминанием нам о грехах наших, а значит, и о необходимости покаяния. Итак, помни, христианин: истинный пост относится ко всей во Христе жизни ве рующих. И если ты будешь так соблюдать пост, то не только станешь участником страстей и смерти Господа, но и со-воскреснешь с Ним и со-воцаришься со Христом в нескончаемые веки. Московский церковный Вестник. 1989. Июль. № 6. Молитва, читаемая в Великом посту любо- Господи и Владыко живота моего, дух праздности уныния, началия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуж- дати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь. «• Минея». Март, 9-й день. Тексты публикуются под наблюдением о. Иоанна, настоятеля Вознесенского храма в г. Новосибирске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2