Сибирские Огни № 003 - 1991
Мк. 11, 1 11; Лк. 19, 29—44; Ин. 12, 12—19). Этот праздник назы вается Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии У русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветки, заменяемые у нас вербами. Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунаде сятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седми цы. В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыреде сятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поет- ся: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седми цу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбие». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Из <■Настольной книги священнослужителя Издание Московской Патриархии, 1977. Т. 1. С. 533—544. Святитель Иоанн Златоуст О посте Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Так знай, духовная жизнь немыслима без духовного подвига, а по следний без поста, потому что он первый тебе помощник в соблюде нии заповедей Господних. А вера — это хранение заповедей Христо вых. Пост с верою укрепляет человека против сил бестелесных. Но этого мало — нужна еще молитва. Кто молится с постом, тот имеет д е з крыла, как Ангел, являясь врагом демонов, так как нет сильнее ч ловека, искренно молящегося. Вспомни святых мужей. Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для мо литвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Постящийся и глазами, и языком, и всем видом своим обнару живает благоустройство души своей. Пост имею в виду не тот, кото рый содержат многие, но пост истинный — воздержание не от пищи только, но и от грехов. Чтобы нам и совершив подвиг поста не ли шиться венца за него, поучимся, как и каким способом должно по ститься. Фарисей после поста вышел (из церкви) лишенным плодов, произращаемых постом. Мытарь не постился, и не постившийся пре дупредил постившегося, чтобы ты знал, что нет никакой пользы от поста, если ему не сопутствует истинное покаяние. Пост есть лекар ство, но лекарство бесполезно для того, кто не знает, как им пользо ваться. Если нужна большая точность при лечении тела, тем более необходимо со всею строгостью и вниманием приступать к лечению души и помыслов. Ты постишься? Докажи мне это не только воздер жанием в пище, но и своими делами. Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся и руки, пребывая чистыми от хище ния. Пусть постятся и ноги, перестав ходить на безнравственные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не засматриваться на чу жую красоту. Зрение есть пища очей. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами без скромности. Пусть постится и слух: не принимай зло словия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия. Что за польза, когда мы воздерживаемся от пищи, а братьев снедаем? По тому и Павел с угрозою сказал: аще друг друга угрызаете и снеда ете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете. (Гал. 5, 15). Может ли кто из нас сказать, что он сегодня переменил и жизнь свою, как и трапезу, что отменил и порочную привычку, как пищу? Не думаю. Что же нам за польза от поста? Поэтому убеждаю и не перестану убеждать, чтобы вы, взяв каждую заповедь Божию отдельно, два-три дня употребляли на ее исполнение. Иные соревну
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2