Сибирские Огни № 003 - 1991

Мк. 11, 1 11; Лк. 19, 29—44; Ин. 12, 12—19). Этот праздник назы­ вается Неделей ваий (ветвей), Неделей цветоносной, а в просторечии У русских также Вербным воскресеньем от обычая освящать в этот день пальмовые ветки, заменяемые у нас вербами. Праздник Входа Господня в Иерусалим принадлежит к двунаде­ сятым праздникам, но не имеет ни предпразднства, ни попразднства, так как окружен днями поста Четыредесятницы и Страстной седми­ цы. В пятницу седмицы ваий заканчивается пост Святой Четыреде­ сятницы. В этот день в одной из стихир на «Господи, воззвах» поет- ся: «Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седми­ цу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбие». Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Из <■Настольной книги священнослужителя Издание Московской Патриархии, 1977. Т. 1. С. 533—544. Святитель Иоанн Златоуст О посте Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Так знай, духовная жизнь немыслима без духовного подвига, а по­ следний без поста, потому что он первый тебе помощник в соблюде­ нии заповедей Господних. А вера — это хранение заповедей Христо­ вых. Пост с верою укрепляет человека против сил бестелесных. Но этого мало — нужна еще молитва. Кто молится с постом, тот имеет д е з крыла, как Ангел, являясь врагом демонов, так как нет сильнее ч ловека, искренно молящегося. Вспомни святых мужей. Если слабо у тебя тело, чтобы поститься беспрестанно, то оно не слабо для мо­ литвы и для пренебрежения удовольствиями чрева. Постящийся и глазами, и языком, и всем видом своим обнару­ живает благоустройство души своей. Пост имею в виду не тот, кото­ рый содержат многие, но пост истинный — воздержание не от пищи только, но и от грехов. Чтобы нам и совершив подвиг поста не ли­ шиться венца за него, поучимся, как и каким способом должно по­ ститься. Фарисей после поста вышел (из церкви) лишенным плодов, произращаемых постом. Мытарь не постился, и не постившийся пре­ дупредил постившегося, чтобы ты знал, что нет никакой пользы от поста, если ему не сопутствует истинное покаяние. Пост есть лекар­ ство, но лекарство бесполезно для того, кто не знает, как им пользо­ ваться. Если нужна большая точность при лечении тела, тем более необходимо со всею строгостью и вниманием приступать к лечению души и помыслов. Ты постишься? Докажи мне это не только воздер­ жанием в пище, но и своими делами. Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся и руки, пребывая чистыми от хище­ ния. Пусть постятся и ноги, перестав ходить на безнравственные зрелища. Пусть постятся глаза, приучаясь не засматриваться на чу­ жую красоту. Зрение есть пища очей. Ты не ешь мяса? Не вкушай же и глазами без скромности. Пусть постится и слух: не принимай зло­ словия и клеветы. Пусть и язык постится от сквернословия. Что за польза, когда мы воздерживаемся от пищи, а братьев снедаем? По­ тому и Павел с угрозою сказал: аще друг друга угрызаете и снеда­ ете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете. (Гал. 5, 15). Может ли кто из нас сказать, что он сегодня переменил и жизнь свою, как и трапезу, что отменил и порочную привычку, как пищу? Не думаю. Что же нам за польза от поста? Поэтому убеждаю и не перестану убеждать, чтобы вы, взяв каждую заповедь Божию отдельно, два-три дня употребляли на ее исполнение. Иные соревну

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2