Сибирские Огни № 003 - 1991
мида предочистительная. В сырную седмицу совершается воспомина ние святых мужей и жен, в подвиге поста просиявших. Последнее воскресенье пред Великим постом имеет в Триоди надписание: «В Неделю сыропустную, изгнание Адамово». В этот день воспомина ется событие изгнания наших прародителей из рая. Святая Четыредесятница Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Святая Четыредесятница и ее богослуже ния начинаются с вечерни Недели сыропустной, Сыропустное воскре сенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин, или обряд, общего прощения в храме. Сообразно с словами Евангелия, читаемыми в это воскресенье, внушающими прощать ближним согрешения и примиряться со все ми, сыны Православной Церкви в знак примирения и прощения мо лятся о умерших и посещают друг друга в сырную седмицу. Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо при лично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается на поминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Право славной Церкви над всеми еретическими учениями, особенно над по следней из них — иконоборческой. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называется седми цей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благо датном озарении постящихся и кающихся. Третья Неделя Великого поста носит название Крестопоклонной, так как в это воскресенье Церковь прославляет Святой Крест и ду ховные плоды Крестной смерти Спасителя. Крест Христов, как зна мя победы над смертью, приуготовляет нас к радостному прославле нию Победителя ада и смерти. Благовестив о Кресте и поклонение ему утешительно напоминают нам о приближающемся светлом празднике Воскресения Христова. В богослужении четвертой Недели (воскресенье) Нерковь предла гает высокий пример постнической жизни в лице подвижника VI ве ка преподобного Иоанна Лествичника, с 17 до 80 лет подвизавшегося на Синайской горе и в своем творении «Лествица рая» изобразившего путь постепенного восхождения человека к духовному совершенству по лествице души, возводящей от земли к вечно пребывающей славе. Таких ступеней в «Лествице» указано 30, по числу лет земной жизни Спасителя до Его вступления на общественное служение роду чело веческому. В пятое воскресенье Великого поста Церковь воспоминает и про славляет святую Марию Египетскую. В песнопениях канона на эту Неделю, а также в богослужении седмичных дней следующей седми цы — ваий раскрывается евангельская притча о богатом и Лазаре, чтобы побудить верующих избегать немилосердия и бесчеловечия бо гача, ревновать же терпению и великодушию Лазаря. В субботу ше стой седмицы — ваий Церковь воспоминает чудо воскрешения Госпо дом Иисусом Христом Лазаря, поэтому она называется Лазаревой субботой. Воскрешением Лазаря Иисус Христос явил Свою Божест венную силу и славу и уверил Своих учеников и всех в грядущем Своем Воскресении и общем воскресении умерших в день Суда Божия. Неделя ваий посвящена воспоминанию торжественного Входа Господня во Иерусалим, куда Он шел для страданий и Крестной смерти. Это событие описано всеми евангелистами: (Мф. 21, 1—11;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2