Сибирские Огни № 003 - 1991

согрешающих» страхом и трепетом, принося ежедневно моление о (кн. 5, гл. 1). Древние христиане соблюдали пост Святой Четыредесятницы с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девято­ го (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого ча­ са, употребляя хлеб и овощи. Запрещались мясо, молоко, сыр, яйца. Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В понедельник и вторник первой седмицы внушается соблюдать высшую степень по­ ста: «Отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные седмицы поста, кроме суббот и воскресений, сухоядие — принятие пищи один раз в день, вечером. В субботние и воскресные дни дважды в день разре­ шается сваренная пища с елеем (растительным маслом). Только в праздник Благовещения, если он приходится не в Страстную седми­ цу, разрешается вкушение рыбы. Церковь строго осуждает нару­ шающих пост Святой Четыредесятницы. Но, действуя в духе любви и милосердия, Православная Церковь не возлагает правил пощения во всей полноте на детей, больных, немощных и престарелых, не отчуж­ дает их от участия в радости причащения и Пасхи. Подготовительные дни к Святой Четыредесятнице Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее (без седмицы), о блудном сыне, мясопустная (мясоотпустная) и сыропустная (сыроотпустная, сырная) — седмицами. В приготовительных службах Церковь, напо­ миная о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии пра­ родителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека, располагает верующих к посту, покаянию и ду­ ховному подвигу. Пример мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет чело­ века, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим се­ бя в греховную самостную оболочку. В неделю о блудном сыне Церковь показывает пример неис­ черпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с иск­ ренним раскаянием обращаются к Богу. Этой душе Божия благо­ дать исходит во сретение, лобызает ее, украшает и торжествует при­ мирение с ней, какой бы она ни была греховной прежде, до своего раскаяния. В субботу мясопустную, которая называется также вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение «от века мертвых всех верою поживших благочестно и усопших благочестно, или в пустынех, или во градех, или в мори, или на земли, или на вся­ ком месте... от Адама даже и до днесь, послужившыя Богу чисто, от­ цы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякого человека, в житии послужившаго верно, и к Богу преставлыпагося многовидно и многообразно». Мысль о конце нашей жизни при воспоминании об отошедших уже в вечность отрезвляюще действует на каждого, кто забывает о вечности и прилепляется всей душой к тленному и мимо­ летному. Мясопустная Неделя (воскресенье) посвящена напомина­ нию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых (Мф. 25, 31—46). Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вме­ сте с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосер­ дие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седми­ ца называется сырной, сыропустной, масленой, масленицей. В зту седмицу употребляется сырая пища: молоко, сыр, масло, яйца. Пес­ нопениями сырной седмицы Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже преддверие покаяния, предпразднство воздержания, сед-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2