Сибирские Огни № 003 - 1991
Только один, бывший охотовед, виль нув глазами, сообщил, что ключевую воду он кипятит, а раствор выпаривает в эмалированной посуде, помещая ее в русскую печь. И уж совсем потряс ме ня один мой старый знакомый, с ап ломбом дилетанта сообщивший, что он его «варит», то есть натурально, как выяснилось, кипятит раствор на плит ке. Поначалу я опешил, но потом вспомнил, что микробиологи ГИДУВа установили на моих же образцах, что биологическая активность препаратов мумие при кипячении не теряется. Правда, активность по стандартным тестам никак не объясняет отсутствия некоторых биологических свойств пре паратов по многим пробам, то есть на лицо непредсказуемость активности. Видимо, столкнувшись с этим фактом, узбекские исследователи стали не вы паривать, а вымораживать воду из раст вора, причем растворение сырья ве дется при щадящих температурах (не выше 50°), а доводка препаратов произ водится при температуре не более 40°. А вот как описывается заводской способ. Измельченное мумие заливают на 6 часов десятикратным объемом теплой воды (40—50°), затем после мно гократного сцеживания и отстаивания раствор отгоняется в вакуум-выпарном аппарате при температуре 50—55°, а за тем экстракт высушивается до оста точной влаги не более 5% . В конечном итоге должен получаться гигроскопиче ский порошок с запахом и жгучим вкусом, растворимый в холодной и го рячей воде. Стерилизация, конечно, при 120° автоклава. Трудно сказать, помогло ли мне то гда мумие по-голдаевски или нет, во всяком случае довольно долго .я не ис пытывал насморков. И до 1984 года к проблеме мумие не имел никакого от ношения. КОЕ-ЧТО ИЗ ИСТОРИИ БАЛЬЗАМА Банальна истина: новое есть хорошо забытое старое, — и она вполне подхо дит к мумие. А забыто оно было, счи тается, из-за отсутствия данных о его происхождении, о химическом составе, а также по причине многообразия его видов, большая часть из которых во обще не представляет ценности. Мумие применял еще Аристотель в .смеси с соком дерева «сус» и желчью животного или в смеси с виноградным соком. В аристотелевском врачевании подозрительно, что с помощью мумие, сообщается, он лечил даже врожденную глухоту. Этот факт кочует из книги в книгу без каких-либо критических комментариев. Но ведь даже современ ная медицина не излечивает от врож денной глухоты, что уж говорить о те рапии легендарного лекаря. Видимо, в этом роде искусства Аристотель, мягко выражаясь, «шаманил», если, конечно, в дошедших до нас сведениях нет ис кажений древней «рекламой» или пе реводами. Древние восточные и арабские медики применяли мумие при лечении перело мов и вывихов, мигреней, эпилепсии, при отравлениях, заболеваниях мочево го пузыря, туберкулезе. Так, древние арабы переломы и вывихи лечили пре паратом мумие в смеси с медом, при гнойных воспалениях среднего уха ис пользовали мумие в смеси с розовым маслом или кислым виноградным соком. «Чжудши», древний памятник тибет ской культуры, сообщает, что «мумие хорошо укрощенное, и золы золота, се ребра, меди, железа смешать в желез ной посуде с подходящим лекарством и принимать, постепенно увеличивая дозу. Это подавляет болезни и удли няет жизнь». Авиценна применял растирание и втирание мумие в смеси с раститель ным маслом для рассасывания опухо лей. Известный арабский целитель Та- биб рекомендовал мумие для восста новления половой функции. В Европе, считается, мумие стало из вестно в средние века. Имеются, по крайней мере, литературно-художест венные свидетельства: шекспировские ведьмы в «Макбете» и Фальстаф поют о мумие как о снадобье для отравы и для лечения последствий обжорства, а у Отелло имелся платочек, пропитан ный мумие, для прикладывания к ра нам. Серьезные же свидетельства о му мие дошли до нас в «Травнике» Джо на Паркинсона (начало XVI века). При мечательно, что если восточные и араб ские источники не сообщают критики мумие, то в Европе оно встречало и сопротивление. Знаменитый француз ский хирург Амбруаз Паре добился да же запрещения продажи мумие, «ибо ни врач, ни аптекарь не знают ни про исхождения, ни дозировки этого ве щества». Что послужило причиной го нений: конкуренция или искренняя ос торожность, — неизвестно. Тем не ме нее в 1872 году французский же врач Эй- рини д’Эринс опубликовал диссерта цию о «чудотворном бальзаме», описав применение швейцарского асфальта в лечебных целях. Мумие ли это собствен но было, неизвестно. Именно подобные факты современные критики мумие выдвигают в качестве основных аргу ментов: что же понималось и применя лось каждый раз под общим названием «мумие»? Может статься, утверждают они, Авиценна излечивал не столько препаратами мумие, сколько своими могучими руками врача. Новейшая же история мумие, как ле карства, возникла, видимо, в начале 1960-х годов, когда в ташкентский Дом санитарного просвещения явился врач- травматолог, новоиспеченный кандидат наук, ныне покойный профессор Адиль Шарипович Шакиров и предложил из дать результаты своих исследований отдельной работой. Там отказались, не- гоже-де пропагандировать лекарство, не известное Фармкомитету. Тогда автор об ратился в издательство «Фан» (Наука), и там ему пошли навстречу, что, посчи тали некоторые медики, явилось нару шением законодательства о здравоохра
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2