Сибирские Огни № 003 - 1991
— Вы ведь геолог? — и пояснила: — Достаньте мумие, я пропишу вам пя типроцентный раствор для общего ук репления. — Помолчала, изучающе вглядевшись в меня, и добавила, вро де как попросив: — И мне принесите. В ту пору я участвовал в работах на западном склоне Кузнецкого Алатау. Это Ижморский и Тисульский районы Кемеровской области. О мумие там и не слышали. Оно и понятно, западные ветры несут огромное количество влаги. Кроме того, весь регион имеет следы древнего оледенения: реликтовые боло та прямо на вершинах, испарения, ми азмы насекомых. Где уж тут мумие уце леть (растворимость его в воде 1:8),— даже если оно и поступает на склоны. А вот на восточном склоне Кузнецкого Алатау именно в те годы красноярские геологи супруги Т. и А. Саковичи обна ружили следы мумие, начиная с озера Ошколь и далее к югу, что соответст вует истокам рек Нижней и Средней Терси. Но в их долинах мумие нет. Пошел я по коллегам. Л. А. Ивонина долго рылась в домашней кладовке, по ка наконец не извлекла буровато-чер ный, с детскую голову, округлый обло мок. Потом мы с четверть часа отка лывали от него, вязкого, как гудрон, и крепкого, как гранит, стограммовую порцию. Специалистом же по бальзаму ока зался другой коллега — Н. В. Голдаев. Он вкусным своим голосом и с боль шой охотой загудел в ответ на теле фонный звонок: — Так, Ильич. Бери литровый тер мос, грей для него воду. А мумие в это время толки в ступке до размера сухого гороха, камни откладывай, по том вновь смешаешь. Затем засыпай это все в термос и заливай кипятком. Все. Наутро, то и дело бегая к телефону, я продолжил приготовления снадобья. Осторожно слил, не взбалтывая, раст вор из термоса в стеклянную банку, а раскисший осадок вывалил на восьми слойную марлю в большой чашке. По ка эта грязь остывала, я свернул из промокашки фильтр, вставил его в во ронку и стал пропускать слитый ра нее раствор в молочную бутылку. Вна чале раствор закапал весело и бойко, но пока я возился с отжиманием осад ка через марлю, капание все замед лялось и замедлялось и совсем прекра тилось, когда фильтр забился илом. — Голдаич, а зачем фильтровать? — А это, чтобы у тебя в почки и прочее песок не попал. Смени фильтр, но не выбрасывай, а обскобли. Ил при годится. Отжатый раствор влей в пер вый слив, пускай отстаивается. На это у тебя уйдет весь день и ночь. До зав тра. Весь день я провел за тем, что фильт ровал раствор, приспособив еще одну бутылку. А следующим утром присту пил к последнему этапу. — Так. Большая кастрюля у тебя есть? Ну, литра на три. Так. Заливай в нее воду, ставь на плитку. Теперь, подбери эмалированную чашку, чтобы дно ее висело в этой кастрюле. Полу чишь водяную баню: в кастрюле ки пит _ вода и греет ту чашку темпера турой не более ста градусов. Это обе спечит тебе сохранность всех фермен тов. Теперь раствор залей в чашку. Только следи за тем, чтобы в кастрюле всегда была кипящая вода — подливай, а в чашке, чтобы образующаяся смола не засыхала на стенках, сталкивай ее ложечкой обратно в раствор... К обеду на дне чашки я получил черный сироп и вывалил его на полиэ тилен. Сироп там вскоре подсох, пре вратился в «шоколад», легко отстаю щий от пленки. Вышло у меня этак граммов тридцать бальзама. (А ту от жатую и обскобленную грязь на сле дующие выходные я обработал повтор но, но получил уж совсем мало — граммов пять). — Теперь бери стакан кипяченой воды и растворяй в ней* со спичечную головку своего экстракта. Пить три раза в день натощак по три глотка в течение десяти дней. Потом перерыв на десять дней и опять десять дней, перерыв снова и закончи питье послед ней декадой. Храни все в холодильни ке. «Грязь» можешь смешать с вазе лином и использовать как наружное — порезы там, прыщи. Будь здоров! А вот как описывает приготовление бальзама «по-тяньшаньски» тот же Солоухин: «...два умельца в течение многих дней варили там мумие. Не то чтобы варили, вернее сказать, — вы варивали. Они — оба альпинисты — уходили высоко в горы и приносили в рюкзаках камни с небольшими черными натеками, словно измазанные нефтью. Камни эти клали в воду, и черные на теки в воде растворялись. Эту воду на до было потом выпаривать. Воду ста вили в воду (кастрюлю в кастрюлю), а не на прямой огонь, и постепенно, из ведра черной воды получалось полста кана черной, похожей на деготь, мас сы. В дальнейшем эта масса станови лась еще гуще». В Уландрыке, на юго-востоке Алтая я наблюдал, как один казах заливал сырье простой ключевой водой в эма лированном тазу, держал его так дней пять в сенях, потом сливал раствор в другой таз, который уже выставлял на солнцепек. При этом в таз по ночам заглядывали овцы, нюхали содержимое собаки, летела туда пыль, мусор, и по лученный экстракт отдавал резким за пахом аммиака. Для наружного по требления, возможно, это снадобье и годилось, так его и употребляют неко торые аборигены: растирают поясницу. А для внутреннего? Еще оригинальнее поступают сезон ные рабочие геологических партий. Простодушно доверившись пресловутой «народной мудрости», они заливают раствор даже не в , эмалированную по суду, а в оцинкованный таз, ведро, бак.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2