Сибирские Огни № 003 - 1991
8. Лучшее и полезнейшее образование, в какому руководствовал преобразователь России, было бы геодезическое. Он два раза, в 1714 и 1716 гг., приказывал обучать детей секретарских и подьяческих ариф метике и геометрии, без чего не позволять им и жениться, и в тре тий раз велел разослать в каждую губернию по два учителя из ма тематической школы гр. Апраксина; но, к сожалению, по мало численности мальчиков, по новости дела, по недоверчивости родите лей, как и в России, потом по причине хлопот тобольских должност ных людей, замешавшихся в гагаринское следствие, наконец, по 4-лет ней небытности губернатора, присланные учители удовольствова лись одним сочинением ландкарты Тобольского уезда. В 1728 г. Се нат при новом распределении геодезистов по губерниям упрекает То больскую губернию за малоуспешность в доставлении карт, но не любопытствует о заведении школы. Года за два до того присланы были и в Иркутскую провинцию 4 геодезиста для составления за байкальской карты, как необходимой при переговорах с китайцами о положении границы. Они оставались в Сибири до второй Камчат ской экспедиции. Сословие геодезистов, употреблявшихся во всех важных посылках, начиная с Евреинова и Лужина, в 1719 г. посы- ланных для осмотра одного из Курильских островов, оказало боль шую услугу описаниями топографическими и определением широт, где нужда требовала; но нам представляется не излишним здесь за метить, что местного геодезического заведения не было во всей Си бири прежде второй половины XVIII столетия. Правда, что начало Охотской навигацкой школы, в которой полагалось учить грамоте, арифметике, навигации и другим вспомогательным предметам, относится к 1732 г., но По малому чис лу морских детей и по недостатку наставников, школа могла ока зать успехи низшей степени. 9. Говоря о грамотности страны, в каком бы состоянии она ни проявлялась, с удовольствием надобно подивиться, что солдат ские дети, обучаясь грамоте в гарнизонных школах, числом до 80 и более, занимали места писарей при полковых дворах, при сборах и счетах народных податей и небольшим знанием служили как воен ному начальству, так и стране в посторонних местах. Из сего следует, что особы, начальствовавшие по духовному и гражданскому служению с окружавшими их, могли быть учеными или образованными, что правительство для всех поручений, где тре бовалось знание или искусство, присылало особливых людей и что местные городские толщи ограничивались обыкновенною грамотою, приспособленною к их определенным состояниям. Исключить мож но нескольких посадских, которых руки начинали приниматься за два искусства: иконопиство и орнаментную церковную резьбу из липы. Купец Мясников не был природный сибиряк, Мясников, в 1739 г. вызвавшийся пред правительством, что может научить ки тайским мастерствам: давать красной меди вид золота и делать фо нари из рогов. Правительство все ему дало, чего он ни желал, и способ еще раз побывать в Пекине, и учеников из молодых сибиря ков, и пособие переселиться ему с семьею на Стрелку при Никое; но следы обещанных искусств дожили до нас не 'на Стрелке, а в чер тах благоволительного указа. Недурно и то, что шарлатан был не из сибиряков. Г л а в а II О СОСТАВЕ УПРАВЛЕНИЯ 1. Силы Сибирской губернии. 2. Доходы неокладные. 3 Способы казенной требова тельности. 4. Очерк губернского управления при Петре Великом. 5. Продолжение по части управительной. 6. Очерк губернского управления с 1726 г. 7. Раздробление Сибир ской губернии. .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2