Сибирские Огни № 003 - 1991

чтении псалтыри и церковных книг, вместе с тем и в пении, как в поэтическом восклицании души к ея виновнику. Огонек грамотно­ сти долго таким образом горел и не разгорался под семейственны­ ми кровами, пока устроились монастыри и архиерейские домы, в которых, без сомнения, имелись экземпляры печатной в 1637 г. аз­ буки Бурцова и последовавших изданий. Около настоятелей мона­ стырских, как начальников известного числа церквей, по неизбеж­ ной надобности завелись досужие наставники юношей; а когда ар­ хиереи, уроженцы малороссийские, стали приезжать в Сибирь с уче­ ными духовными, искусными и в иконной живописи, сии лица, особ­ ливо с 1722 г., когда явились вновь отпечатанные буквари и катехи­ зисы, уделяли свои досуги на обучение юношества церковному кру­ гу и приятному мастерству. Так, напр[имер], мы знаем из досто­ верных известий, что в Иркутском Вознесенском монастыре было училище на содержании епископа Иннокентия первого, и тут же дру­ гое училище для монгольского языка при известном архимандрите Платковском. Тем более ревновали о распространении грамотности пастыри Западной Сибири, как окружаемые нарочитым числом лю­ дей учившихся. Припомним киевские рапсодии. Славяно-греко-латинская академия со времен Феодора Ш могла быть матерью повсеместного духовного образования, но Москва, по тогдашним отношениям общежития, казалась слишком далекою от Сибири. В 1723 г. Синод приказывал присылать отовсюду молодых монахов в академию, но по отчету 1727 г. видно, что из Сибирской эпар- хиитам учился один молодой иеродиакон, да и тот из 1-го класса от­ пущен в Сибирь безвозвратно. Ученье постепенное и долголетнее пу­ гало не одних сибиряков. Здесь прилично предъявить к сведению, что в Сибири не было установленных училищ или семинарий до 1743 г., несмотря на же­ лания, повеления, надпоминания Петра Великого и на духовный регламент, требовавший установления семинарий. Мы не хотели бы грешить против памяти архипастырей, но нельзя не указать на причину холодности их к заведению семинарий; она скрывалась в статье самого регламента, требовавшего, чтобы учащихся содержать на счет монастырей и церквей достаточных, а учителей содержать самим архиереям, на счет своих доходов. 7. Некоторые думают и пишут, что образование тобольского юно­ шества много одолжено военнопленным шведам, дававшим, по сло­ вам лекаря Беля, концерты от Тобольска до Енисейска. Напротив, Тобольску памятна одна их услуга — отстройка каменного кремля, от которого и ныне остается твердыня среди Прямского взвоза, вме­ щающая губернский архив. Конечно, некоторые из шведских офи­ церов могли учить в начальнических домах немецкому языку, ри­ сованию, черченью, музыке и танцеванью, но такое образование не принадлежало земле, потому что не подходило под нравы народные. Ученики их, в числе 4 или 6, с отъездом своих отцов блестели в Рос­ сии, если было чем блестеть. Сибиряки исстари чуждались инозем­ цев происхождения неславянского. Доказательством послужит до­ могательство шведов жениться на сибирячках и вместе испытанная безуспешность найти охотниц для такого замужества. Татищев во время первого своего командования на Урале желал употребить по за­ водам несколько шведов, горное искусство знавших, с обещанием ис­ ходатайствовать им законную возможность ко вступлению в браки, но ни манифест, ни указ синодский, по сему обстоятельству после­ довавшие, не подействовали на мнение народное. Тогда правитель­ ство не нашло лучшей меры к сближению сибирских семей со шве­ дами, как поручить Синоду в 1721 г. (18 августа) написать к право­ славным послание и именем Церкви, из священной истории и Библии пространно доказывать о незазорности браков со шведами. История не знает последствий.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2