Сибирские Огни № 003 - 1991

православных христиан в столице деизма и буддизма, архимандри­ ту отпускались из казенного каравана деньги на кресты, на образа и на содержание китайцев новокрещеных; правительство, поддержи­ вая мысль Петра Великого, бросало семена на китайской земле, но плоды скоро засыхали. Иларион там скончался в 1741 г. Один плод, и тот посторонний, увидели по части лингвистики в успехах ученика Рассохина, которому по возвращении из Пекина, в 1741 г., поручено вместе с обрусевшим китайцем Ф. Петровым обучать ки­ тайскому и маньчжурскому языкам при Академии наук. Рассохин за успехи произведен прапорщиком, по примеру геодезистов. Преподава­ ние двух помянутых языков введено на смену японского, начавшегося при Академии с половины 1736 г. и прекратившегося в 1739 г. за смертью обрусевших японцев Козьмы и Дамьяна, взятых от Штинникова. А. Богданов, занимавшийся японским языком при той же Академии и упомянутый в VI томе Энцикл. Лексикона, есть сын японца, в 1710 г. спасшегося на берегу камчатском и посланного в столицу. 4. При усилиях, какие делала Тобольская иерархия вместе с викариатством для обращения язычников подданных и загранич­ ных, она, конечно, неравнодушно видела около себя отторжения коренных чад Церкви, и, что удивительнее, во время митрополита Феодора толь ревностного к христианскому благочестию. Бедствен­ ные самосожжения закурились между Тарой и Тюменью, двумя го­ родами, в которых издавна запали коренные старообрядцы. В 1722 г. близ слободы Каркиной (Ишим) в пустыне какого-то Смирнова сож­ глось неизвестное число раскольников, также — близ слободы Ат- башской в деревнях Выровской и Зырянской, а в 1724 г. за Пыш- мою — 145 душ, прочие же разбежались. Толь отчаянное самоист­ ребление надобно приписывать не одному упорному ослеплению, но и духу времени. Вместо того, чтобы врачевать отпадших детей Церкви, как больных, кроткою и сострадательною беседою, тогда смотрели на них с отвращением, даже с остервенением; но истина худо произносится устами желчными, худо и слышится зилами оби­ женными, и чтобы расстаться во вражде, довольно оскорбительно­ го слова и оскорбленного слуха. При таком разладе умов расколь­ ники бегут от стыда, каким в России их преследуют, в Сибирь, а в Сибири (ук. 28 июля и 15 октября 1722 г.) ловят их для отсылки в Рогервик; естественно, они прячутся у добродушных мирян, и в экорби, которая умеет быть увлекательною, внушают им тайну лже­ учения, за истину гонимую. Язва слабоумия раздраженного опас­ на! Она тем более заражает, чем менее исцеляется. Синод, по слу­ чаю сибирских бедствий самосожжения, в 1726 г. (15 января) в па­ стырском увещании сетует против лжеучителей раскола, что они, презрев закон Божеский и естественный, вовлекают людей просто­ душных в самовольную погибель. Это истинно, но, чтобы вдохнуть ис­ тину в души помешанные, требуется от местных увещателей орган кроткий, терпеливый и сердечный. 5. Кстати здесь упомянуть, как поступали тогда с оскорбите­ лями церковных уставов и благочиния. В 1726 г. якутский служи­ вый Сургучев судился за дерзкие речи против уставов Церкви. Из производства дела (сенат, ук. 27 марта) видно, что отступник пос­ ле увещаний был жжен в Тобольской губернской канцелярии и ос­ тался при своем заблуждении. Это случилось чрез 37 лет после сож­ жения в Москве еретика Квирина Кульмана. Сургучев послан в Со­ ловецкий монастырь, впредь до исправления. 6. Изложив ход и дух просвещения христианского в Сибири, мы обращаемся к просвещению учебному, по состояниям, начиная с ду­ ховного. Духовные, первоначально переселявшиеся из России в Сибирь, передавали своим детям знание в церковной азбуке, уставом или полууставом переписываемой, труднейшей, чем алгебра*, потом в * Легко ли было научиться, что Буки — Он — Глаголь — Ер: БОГЪ?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2