Сибирские Огни № 003 - 1991
православных христиан в столице деизма и буддизма, архимандри ту отпускались из казенного каравана деньги на кресты, на образа и на содержание китайцев новокрещеных; правительство, поддержи вая мысль Петра Великого, бросало семена на китайской земле, но плоды скоро засыхали. Иларион там скончался в 1741 г. Один плод, и тот посторонний, увидели по части лингвистики в успехах ученика Рассохина, которому по возвращении из Пекина, в 1741 г., поручено вместе с обрусевшим китайцем Ф. Петровым обучать ки тайскому и маньчжурскому языкам при Академии наук. Рассохин за успехи произведен прапорщиком, по примеру геодезистов. Преподава ние двух помянутых языков введено на смену японского, начавшегося при Академии с половины 1736 г. и прекратившегося в 1739 г. за смертью обрусевших японцев Козьмы и Дамьяна, взятых от Штинникова. А. Богданов, занимавшийся японским языком при той же Академии и упомянутый в VI томе Энцикл. Лексикона, есть сын японца, в 1710 г. спасшегося на берегу камчатском и посланного в столицу. 4. При усилиях, какие делала Тобольская иерархия вместе с викариатством для обращения язычников подданных и загранич ных, она, конечно, неравнодушно видела около себя отторжения коренных чад Церкви, и, что удивительнее, во время митрополита Феодора толь ревностного к христианскому благочестию. Бедствен ные самосожжения закурились между Тарой и Тюменью, двумя го родами, в которых издавна запали коренные старообрядцы. В 1722 г. близ слободы Каркиной (Ишим) в пустыне какого-то Смирнова сож глось неизвестное число раскольников, также — близ слободы Ат- башской в деревнях Выровской и Зырянской, а в 1724 г. за Пыш- мою — 145 душ, прочие же разбежались. Толь отчаянное самоист ребление надобно приписывать не одному упорному ослеплению, но и духу времени. Вместо того, чтобы врачевать отпадших детей Церкви, как больных, кроткою и сострадательною беседою, тогда смотрели на них с отвращением, даже с остервенением; но истина худо произносится устами желчными, худо и слышится зилами оби женными, и чтобы расстаться во вражде, довольно оскорбительно го слова и оскорбленного слуха. При таком разладе умов расколь ники бегут от стыда, каким в России их преследуют, в Сибирь, а в Сибири (ук. 28 июля и 15 октября 1722 г.) ловят их для отсылки в Рогервик; естественно, они прячутся у добродушных мирян, и в экорби, которая умеет быть увлекательною, внушают им тайну лже учения, за истину гонимую. Язва слабоумия раздраженного опас на! Она тем более заражает, чем менее исцеляется. Синод, по слу чаю сибирских бедствий самосожжения, в 1726 г. (15 января) в па стырском увещании сетует против лжеучителей раскола, что они, презрев закон Божеский и естественный, вовлекают людей просто душных в самовольную погибель. Это истинно, но, чтобы вдохнуть ис тину в души помешанные, требуется от местных увещателей орган кроткий, терпеливый и сердечный. 5. Кстати здесь упомянуть, как поступали тогда с оскорбите лями церковных уставов и благочиния. В 1726 г. якутский служи вый Сургучев судился за дерзкие речи против уставов Церкви. Из производства дела (сенат, ук. 27 марта) видно, что отступник пос ле увещаний был жжен в Тобольской губернской канцелярии и ос тался при своем заблуждении. Это случилось чрез 37 лет после сож жения в Москве еретика Квирина Кульмана. Сургучев послан в Со ловецкий монастырь, впредь до исправления. 6. Изложив ход и дух просвещения христианского в Сибири, мы обращаемся к просвещению учебному, по состояниям, начиная с ду ховного. Духовные, первоначально переселявшиеся из России в Сибирь, передавали своим детям знание в церковной азбуке, уставом или полууставом переписываемой, труднейшей, чем алгебра*, потом в * Легко ли было научиться, что Буки — Он — Глаголь — Ер: БОГЪ?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2