Сибирские Огни № 003 - 1991
чайно не наказанный не мог быть даже иеродьяконом. Он, из опасения наказания за соучастие в убийстве трех старшин казачьих, надел на себя в 1717 г. клобук в виде по каяния, завел богадельню для престарелых в Успенской пустыне или заимке Якутского монастыря и заслужил у монастыря имя строителя. Может быть, в это время пройдоха выставлял себя миссионером пред простаками; но с тех пор, как он вызван в Якутский монастырь и против воли архимандрита в 1730 г. уехал в Москву, некогда ему быть проповедником Камчатки, потому что в 1732 г. туда назначен миссионер в лице Филев ского. Что Козыревский после был расстригою, не мудрено, потому что оскорбленному архимандриту стоило написать о прежних злодеяниях его, чтобы запретить самозванцу- монаху носить покров иноческий. Во всяком случае историческая подлинность обязывает отнес ти общее обращение Камчатки к третьей миссии, которая там яви лась в 1745 г., во исполнение указа, в 1742 г. состоявшегося. 3. Вселенский помысел Петра о распространении православия в землях китайских сколь ни величествен, доныне не осуществился, по скудельным ли сосудам, которым вверялась тайна благочестия, или по неготовности духа гобийского и загобийского. Там особые не беса, особые стихии жизни, даже животной, свои заблуждения вмес то истин, утвержденные тысячами времен и миллионами отживших поколений, следственно, для возрождения поколений живых тре буется время благоприятное, когда бы народная образованность воз высилась над тысячелетними верованиями, поняла тщету их, и ошу- тила жажду к идеям высшего духовного порядка. В такое время воссияет с неба день спасения, лишь бы от севера явились души без мездные, души, водимые духом апостольства. Между тем пус кай срочные духовные миссии предуготовляют стези провидения, пускай устилают стези сии взаимными связями, как ваиями, до сближения двух великих государств. Здесь заметим исторически, что первая миссия под начальством Илариона Лежайского, приехавшего иеромонахом в Тобольск с мит рополитом Иоанном Максимовичем и, при производстве в чин архи« мандричий, пожалованного митрою, отправилась в 1714 г. в Пе кин, где принята не только с отличным уважением, но и с радуши ем, по признательности к миролюбивой политике Петровой, не мень шей и к обязательному приему китайских посланников, ездивших к Аюке-хану. Во вторую миссию назначался Иннокентий Кульчицкий, для сей цели в 1722 г. посвященный в епископа, но на китайской гра нице два раза не принятый, сперва под двумя маловажными пред логами, требовавшими особого рассмотрения о перебежчиках и о раз граничении, а во второй раз, в 1726 г., потому, что Иннокентий в письме сибирского губернатора назван великим господином и что прежние два дела еще не кончены. Езуиты нашептывали под ухо пе кинского министерства, Двор Пекинский хитрил против старого со седа; но, когда время обнажило эту группу, нельзя не задуматься о коварстве братского ордена Иисусова, опасавшегося соперничест ва в лице мужа, который ехал на служение Иисусу, а не для проис ков у богдохана. Впрочем, в деле Божием приличнее придержать ся той беспристрастной мысли, что, конечно, не приспело время от крытию двери во языки. Итак, вторая миссия поручена зауряд архи мандриту Антонию Платковскому, который в 1729 г. уехал в Пекин с братией, с причтом и тремя учениками языков и который в 1731 г. отдельно возвращен из Пекина*, как бы в наказание за кле веты против блаженного Иннокентия, если в самом деле он кле ветал. Третью миссию составлял, с прибавкою братии и троих учени ков, архимандрит Посольского монастыря Иларион Трусов, быва лый в Пекине при караване в звании иеромонаха. Для умножения __ I--------- - * Подробности миссий можно читать в Сибир. Вест. (1822), только нельзя согласить ся во времени возвращения арх. Платковского. Сенатский указ мая 1732 г. об избрании в Пекинскую миссию людей ученых и добрых заставляет полагать, что Платковский возвращен в 1731 г. Обстоятельство не важное!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2