Сибирские Огни № 003 - 1991

содействии губернатора уже строились церкви среди остяков. По возвращении из Березова схимник Феодор поспешил в Тюмень и в том же году навестил вогулов и заложил церковь. В 1715 г. Феодор снова, услышав волю государеву (от 6 декаб­ ря 1714 г.), чтобы ниспровергнуть идолов и божницы у вогулов, остя­ ков, якутов и прочих и стараться обратить иноверцев в христианство, отправился на судах вниз по Конде и встретил необыкновенное соп­ ротивление, даже покушение на его жизнь; но искренность в свя­ том деле, чистота в намерении и сердечная доверенность к помоши Божией ополчили смиренного старца дивною неустрашимостью. Если бы не было с ним Господа (псал. СХХШ), живого поглотила бы ре­ ка, покрыла бы душу его, покрыли бы душу воды бурные. Нако­ нец, юрточные старшины, пристыженные смелою доверенностью, предложили по своей простоте проповеднику примирить верование их с верою христианскою, странным образом: а) окрестить кумира их и оставить; б) не запрещать есть лошадиное мясо, как вкусное; в) позволить им самим крестить своих жен и надевать на них кресты. Разумеется, что остяки доведены были до того убеждения, что напоследок признали свои предложения за несообразные с важ- ностию дела. Митрополит Феодор, по случаю кончины митрополита Иоанна, опять признан государевою грамотою к правлению анархии; и с 1716 г. он продолжал дело обращения чрез посылаемых священни­ ков. В конце 1718 или в начале 1719 г. он следовал в Иркутск, как в свое викариатство, и, прибыв туда в марте, проехал за Байкал, откуда, возвратясь в мае обратно, в том же месяце отправился во­ дою. В это время, надобно полагать, духовные его, из Енисейска посланные, обратили в христианство чулымских татар и больше по­ ловины кистимцев, живших около р. Тома, недалеко от телеутов. При­ ятно думать, что муж апостольского духа недаром плыл по Ангаре, Тунгуске, Кети, и если не начертал он знамения креста на Барабе, причиною тому тогдашняя непроездность страны. Постройка церк­ вей среди обращенных, жалованье священникам с принтами, жало­ ванье и некоторым крестившимся, освобождение новообращенных из рабства, выключка их из подушного оклада и возвращение в оклад ясачный, все сии статьи, о которых ходатайствовал добрый пастырь, как подтвержденные в 1720 и следующих годах, удостоверяют в ува­ жении, каким он пользовался у правительства. История, однако ж, не находит доказательства, с чего приписывается митрополиту Фео­ дору обращение иноверцев до 40 000 душ, которых счет вернее за­ писан в книге животной. 2. Первая миссия в Камчатку отправлена в 1705 г. сибирским митрополитом Филофеем, в лице архимандрита Мартиана. Неизвест­ но, долго ли он проповедовал слово Божие. Причина неуспешной проповеди состояла в междоусобии казаков и в возмущении камча­ далов, как мы говорили во втором периоде. К прибытию вторичной Камчатской экспедиции было крещеных камчадалов не более ста душ; но достоверно то, что Успенская пустыня в Камчатке заве­ дена помянутым миссионером. Другая миссия туда снаряжена не ранее 1732 г., но, к сожалению, эта миссия под начальством игуме­ на Филевского, по вспыхнувшей внутренней вражде, прежде, нежели достигла места назначения, возвращена назад. Так как при составле­ нии миссии предполагалось присоединить в помощь ея новгородских священников, за вины на житье в Якутск отосланных, есть некоторая вероятность полагать, что эти служители, по возврате миссии из Якутска, добровольно или по приказанию отправлены в Камчатку для продолжения начатого обращения. В Сибир. Вести, говорится, что монах Игнатий Козыревский был игуменом и миссио­ нером Камчатки,— это совершенная ложь. Человек с окровавленными руками и слу-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2