Сибирские Огни № 003 - 1991
содействии губернатора уже строились церкви среди остяков. По возвращении из Березова схимник Феодор поспешил в Тюмень и в том же году навестил вогулов и заложил церковь. В 1715 г. Феодор снова, услышав волю государеву (от 6 декаб ря 1714 г.), чтобы ниспровергнуть идолов и божницы у вогулов, остя ков, якутов и прочих и стараться обратить иноверцев в христианство, отправился на судах вниз по Конде и встретил необыкновенное соп ротивление, даже покушение на его жизнь; но искренность в свя том деле, чистота в намерении и сердечная доверенность к помоши Божией ополчили смиренного старца дивною неустрашимостью. Если бы не было с ним Господа (псал. СХХШ), живого поглотила бы ре ка, покрыла бы душу его, покрыли бы душу воды бурные. Нако нец, юрточные старшины, пристыженные смелою доверенностью, предложили по своей простоте проповеднику примирить верование их с верою христианскою, странным образом: а) окрестить кумира их и оставить; б) не запрещать есть лошадиное мясо, как вкусное; в) позволить им самим крестить своих жен и надевать на них кресты. Разумеется, что остяки доведены были до того убеждения, что напоследок признали свои предложения за несообразные с важ- ностию дела. Митрополит Феодор, по случаю кончины митрополита Иоанна, опять признан государевою грамотою к правлению анархии; и с 1716 г. он продолжал дело обращения чрез посылаемых священни ков. В конце 1718 или в начале 1719 г. он следовал в Иркутск, как в свое викариатство, и, прибыв туда в марте, проехал за Байкал, откуда, возвратясь в мае обратно, в том же месяце отправился во дою. В это время, надобно полагать, духовные его, из Енисейска посланные, обратили в христианство чулымских татар и больше по ловины кистимцев, живших около р. Тома, недалеко от телеутов. При ятно думать, что муж апостольского духа недаром плыл по Ангаре, Тунгуске, Кети, и если не начертал он знамения креста на Барабе, причиною тому тогдашняя непроездность страны. Постройка церк вей среди обращенных, жалованье священникам с принтами, жало ванье и некоторым крестившимся, освобождение новообращенных из рабства, выключка их из подушного оклада и возвращение в оклад ясачный, все сии статьи, о которых ходатайствовал добрый пастырь, как подтвержденные в 1720 и следующих годах, удостоверяют в ува жении, каким он пользовался у правительства. История, однако ж, не находит доказательства, с чего приписывается митрополиту Фео дору обращение иноверцев до 40 000 душ, которых счет вернее за писан в книге животной. 2. Первая миссия в Камчатку отправлена в 1705 г. сибирским митрополитом Филофеем, в лице архимандрита Мартиана. Неизвест но, долго ли он проповедовал слово Божие. Причина неуспешной проповеди состояла в междоусобии казаков и в возмущении камча далов, как мы говорили во втором периоде. К прибытию вторичной Камчатской экспедиции было крещеных камчадалов не более ста душ; но достоверно то, что Успенская пустыня в Камчатке заве дена помянутым миссионером. Другая миссия туда снаряжена не ранее 1732 г., но, к сожалению, эта миссия под начальством игуме на Филевского, по вспыхнувшей внутренней вражде, прежде, нежели достигла места назначения, возвращена назад. Так как при составле нии миссии предполагалось присоединить в помощь ея новгородских священников, за вины на житье в Якутск отосланных, есть некоторая вероятность полагать, что эти служители, по возврате миссии из Якутска, добровольно или по приказанию отправлены в Камчатку для продолжения начатого обращения. В Сибир. Вести, говорится, что монах Игнатий Козыревский был игуменом и миссио нером Камчатки,— это совершенная ложь. Человек с окровавленными руками и слу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2