Сибирские Огни № 003 - 1991
лал бы предложить и другие неприступные вопросы, но за недос татком доброго переводчика осталось неизвестным, чем кончилась степная беседа. Новицкий упоминает еще, что привезенные учени ки, хотя и были приняты, скоро, по замеченному к ним невнима нию, возвратились в Сибирь без успехов. Посылка, кончившаяся без последствий, принесла, по крайней мере, Тобольской иерархии пер вое сведение о внешних обрядах буддизма и, быть можт, о духе его. Нетрудно в этом ученье заметить некоторые истины наизнанку: са моотвержение с целью фиглярства, понятие об обожении человека в смысле земном, понятие о вечном Мелхиседеке чрез цепь пере рождений, несколько похожих на мечтания пифагореизма. Истинно, буддизм есть море превращений индо-овидиевских. В 1711 г. Филофей, оставив эпархию и облекшись в Тюмени в схиму, погребся, так сказать, в один помысел о вечности; но с при бытием преемника его митрополита Иоанна*, губернатор кн. М. П. Га гарин, зная твердую волю государя об обращении иноверцев в хри стианство, предложил благочестивому схимнику все способы, от его власти зависевшие: суда, людей, толмачей, жизненные припасы и приличные предписания местным управителям для содействия об ращению иноверцев. Таким образом, схимник поплыл из Тобольска вниз по Иртышу и чрез три дня остановился в остяцких юртах, поклонявшихся истукану в образе гуся. После увещания, какое бы ло совместно с понятием слушателей, они согласились на сожжение истукана и, однако ж, видели гуся, из огня вылетевшего. Далее проповедник доплыл до юрт, чтивших идола в образе человеческом, и также преданного огню; тут произошло смятение среди остяков, утишенное тем убеждением, что, когда идол сгорел, очевидно, что в нем не было божества. В кондинском монастыре собрано было мно жество остяков, и первый из уверовавших в Бога Триединого был князец Алашев, который, для дальнейшего уразумения Христианс кой Веры, был соглашен съездить в Киев и возвратился, конечно, не без плодов. В этом году схимник видел и Березов. В 1713 г. он вторично поплыл по Иртышу для утверждения но вообращенных, равно и для привлечения необратившихся. В атлым- ских юртах проповедник терпеливо препирался с закоренелым за блуждением и, когда преодолел возражения, открыл купель кре щения. Остяки, уже крестившиеся, сперва не соглашались на кре щение жен и детей, но и это препятствие было побеждено. К сму щению остяков, навернулся магометанский абыз, устрашавший их постами и упразднением многоженства, но этот соблазнитель был прогнан. Окрещено 3 500 душ. Воображая чувственность, в какую по гружены остяки, и трудность постов, установленных Церковью в климатах благодатных, нельзя не отдать похвалы Феодору, успев шему преодолеть прелесть двух сильных искушений. В феврале 1714 г. наш благовестник отправился из Тюмени в Целым и ежедневным поучением уже в марте привлек вогулов к таинству крещения до 400 душ. В том же году посланный для об ращения священник прибавил к стаду Христову до 300 вогулов. В июне сеятель слова Божия еще посетил по Иртышу засеянную ниву и там, где прежде не останавливался, усердствовал насаждать учение истины вместо исламизма, начавшего вкрадываться среди остяков, по склонности к плотской необузданности и по легкове рию к сластолюбивым обещаниям в будущей жизни. В Березове зара нее были собраны остяки дальние; они, последуя примеру собра тий, без сопротивления приняли таинство крещения, для дальней шего же наставления в христианстве оставлен у них священник. При * От митр. Иоанна Максимовича, коего память доныне благословляется в Тоболь ске, остались в соборной ризнице три сочинения: 1. Богородице дево. Печат. в 1707 г. в Чернигове. 2. Феатрон поучительный царям и князьям-владыкам. Печ. там же, 1708 г. 3. Богомыслие в пользу правоверных. В типогр. Свято-Троицкой Ильинской.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2