Сибирские Огни № 003 - 1991
Давно бы надлежало упомянуть, что жаждущий бессмертия Бе ринг вторично отправился в 1733 г. в Камчатку с флотскими офице рами, многими учеными, геодезистами и морскими служителями, числом до 200, для изведания устья Амура, определения расстоя ний между берегов Камчатки и Америки, для подтвержде ния первого решения о проходе между Азией и Америкой и для обо гнутая Чукотского носа, в связи с гигантским осмотром берегов Ле довитого моря от Двины. Давно бы надлежало сказать, что с 1734 до 1742 г. моряки наши странствовали по прибережным зыбям не гостеприимного моря с неутомимостью, с самоотвержением, хотя и не удалось им достигнуть ожидаемых подробностей науки. Тут и там не доделано дело великое, как невидимая рука на пустынном острове выносит урну и ставит ее на ростральных обломках. Исто рия морская вырезывает на ней имена Беринга, Чирикова, Прончи- щева, Лассениуса и Лаптева; рассказывает их заслуги, труды, из нурения, жалостную кончину троих, и вот свинцовые буквы бессмер тия! Читатель с сердцем не изгладит их и слезами. Из хронологического обозрения, как здесь представлено, нетруд но усматривать: А) заботливость о распространении просвещения христианского и учебного, Б) заботливость об улучшении образа уп равления, В) заботливость об умножении металлов извне и о домаш нем распространении заведений металлических, Г) заботли вость об обеспечении сухой сибирской границы и об узнании грани цы приморской. Сии и другие неминуемые статьи будут оглавления ми периода, оканчиваемого воззрением на достопамятности сибир ские. Глава I О ПРОСВЕЩЕНИИ 1. Просвещение христианское. 2. Миссия в Камчатку. 3. Духовные миссии в Пекин. 4. Самосожжения. 5. Строгости. 6. Просвещение, или грамотность, в состоянии духо венства. 7. Просвещение гражданское. 8. Геодезическое или навигацкое. 9. Грамотность солдатская. Здесь речь идет о просвещении в двояком значении: о просве щении иноверцев в православной вере и о просвещении русских си биряков в ученье. Начатки того и другого, особенно первого, принесе ны из рассадника киевского. 1. Митрополит Филофей, как муж ученый, напутствованный также учившимися монахами и бельцами, в числе которых надобно полагать и Григория Новицкого, дееписца, для того и отправлен в Сибирь, чтобы, во исполнение воли Петровой, распространить хри стианство в стране идолопоклоннической до самого Пекина. Между тем как Филофей строил и украшал храмы, поправлял монастыри, поновлял в Софийском соборе иконостас резьбою и живописью, рассудилось ему предварительно послать к Цжебдзун-кутухте сво их ученых для разведания о веровании ламайском и придать им мо лодых людей для изучения монгольского языка. Наши ученые до стигли до куреня халхасского кутухты и ограничились рассматри ванием буддизма. Кутухта, дабы показать гостям свою важность и благоговение поклонников, раз собрал тысячи две лам и, окружен ный сею толпою, вошел в кумирню и, посидев на возвышенном месте, задал гостям вопрос: сколько в этот день родилось на свете? Наши ученые, как бы издеваясь над высокоумием, сами вместо отве та скромным образом предложили не менее забавный вопрос: сколь ко в этот день умерло людей в целом свете? Ответствовано, что в ми нуту вопроса много могло умереть; под тем же предлогом и гости от казались от решения нерешимой задачи. Можно верить, кутухта, на поенный из Моря Притчей и небылиц буддийской космологии, же- 104
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2