Сибирские Огни № 003 - 1991
Человек покорил зверя, победил природу, завоевал воздух, ов ладел многими тайнами. Он построил чудо-города и чудо-машины, он создал сказочные украшения и «царские» удобства для своей жизни. Огнем и кровью революций он ныне побеждает классовую рознь и материальное неравенство. Из раба природы он скоро станет ее владыкой. Из раба капитала он становится его победителем. Но почейу же все-таки среди бесчисленных живущих в наши дни людей нет воистину счастливых? Почему из глаз каждого про хожего струится усталость, жалоба на жизнь и мольба о счастии? По чему даже за улыбкой богачей и юношей прячется отчаяние и заду шенный крик о помощи? Не потому ли, что, овладевши всеми земными благами, человек растратил свое лучшее сокровище: это самое сознание своего бытия. Не потому ли проглядел он в борьбе за жизнь самое главное — со вершенствование своего сознания, что не знает, что сознание есть могущественнейшая сила. Не потому ли он несчастен, что, победив ши все вокруг себя, он не только не победил, но еше более раздра жил в себе ужаснейшего зверя — имя ему: невежество! О! — вы, вероятно, видели эти полустеклянные глаза людей, в которых свет настоящего сознания задернут дымкой скептицизма или тупости. Такие глаза можно сравнить лишь с остекленелыми глазами диких, пьяных или насмерть перепуганных людей. Ни те, ни другие, ни третьи никогда не увидят улыбок радости в самых простых явлениях жизни. Между тем вот здесь, в глухом лесу, среди тйхо шепчущих берез и дубов, в глазах даже таких людей могут появиться огоньки наивной радости. О, да! Для радости нужна наивность — младшая сестра простоты и доверчивости. Вот почему я так упорно защищаю мысль о лечении психиче ского извращения уединением в природе. Озлобление и уничижи тельная критика тех лип, о которых вы пишете, есть несомненный результат психической усталости. Надо отнестись к ним человечнее и как-нибудь помочь им хотя бы немного пожить наедине с собой в природе. И чем первобытнее будут условия их жизни, тем для них полезнее. Мне совестно их осуждать. Настолько, несмотря на всю внешнюю убогость моей жизни здесь, я чувствую себя богатым и счастливым по сравнению с ними. Трудно передать вам это чувство одиночества перед липом полупустынной тишины. Тихо улыбаются мне дни и ночи и снова под ногами теплая, шершавая земля, а белые березы движутся вокруг, толпой и одиноч ками, и кипарисы, как колонны, подпирают синеву небесную. (Это правда: у нас березы и кипарисы растут рядом). И звезды по ночам, как в детстве, яркие, давно знакомые, все те же, что на Родине. Вон Большая Медведица, также опрокинутая на Северо-Запад, а вот По лярная Звезда прямо над головой. Как близко где-то тут Алтай!.. Ну, что же я еше могу сказать вам? Хочется молчать, не хочется ни о чем здесь даже думать. Эти звезды — их так много, — они уже ты сячелетиями все продумали. Спокойнее, увереннее их никто ничего не может думать. Так чудесно раствориться и потерять себя в серебряной пыли звездных лучей. И так странно, странно, что под этим небом и на этой земле люди могут так страдать и жаловаться... Р. Б. Перечитал сейчас написанное вам и чувствую, что это не то, что следовало написать. Я, признаться, не хотел обременять вас материализмом и какими-либо более практическими соображениями. Но если бы вы спросили.— почему я и здешнюю тишину не прочь нарушить суетой строительства, то я вам отвечу: потому, что тиши на ведь хороша для дум о жизйи, а жизнь — борьба, движение, сплошное непокорство перед «авось» и «небось». А строительство — особого рода бунтарство против пагубного рукоопускательства, хотя бездействие называется красивым словом: созерцание. Созерцание — 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2