Сибирские Огни № 002 - 1991

Райх, — что Юнг со своей теорией был прав; что человечество дей­ ствительно являет эдакий исполинских масштабов «ум», безбрежный океан «подсознательного». Заодно представим, что эти паразиты представляют собою существ, обитающих в глубинах этого океана и избегающих подходить чересчур близко к поверхности из боязни себя раскрыть. В таком случае могут пройти годы, прежде чем они проведают, что нам известно об их существовании, да и то если мы сами себя выдадим, как это сделал Вайсман, подняв средь них пере­ полох». В таком случае возникала проблема. Еще вчера вечером мы счи­ тали, что информацию о паразитах легче всего добыть, если с по­ мощью транквилизаторов погрузиться в себя и обозреть свой ум из­ нутри. Теперь мы понимали, что это рискованно. Но в таком случае, каким еще способом можно проникнуть в глубь сознания, если не прибегать к наркотикам? К счастью для нас, этот вопрос с достаточной четкостью осве­ щал у себя в дневниках Вайсман, о чем мы узнали в течение одного дня, штудируя его «Размышления» страницу за страницей. Феноме­ нология Гуссерля — вот тот метод, который был нам нужен. Гус­ серль бился над составлением «структурной карты сознания» (или «географии» сознания, как мы предпочитали ее называть), которая составлялась у него исключительно посредством углубленного само­ созерцания. И мы, призадумавшись, увидели в этом здравый смысл. Если требуется составить карту неизведанного континента — ска­ жем, одного из мангровых районов Венеры, — вовсе ни к чему тра­ тить время, продираясь сквозь заросли. Вся надежда должна возла­ гаться исключительно на вертолет и приборы. Самое главное здесь — научиться искусству различать местность сверху, уметь по цвету распознать болотистый участок и тому подобное. Что же касается географии человеческого сознания, то главное здесь состоит не в том, чтобы очертя голову ринуться к его придонным областям, а в том, чтобы суметь подобрать слова, нужные для описания того, что нам о структуре нашего сознания уже известно. С помощью карты я смогу пройти от Парижа до Калькутты, без нее я забреду куда-нибудь в Одессу. Что, если б мы овладели аналогичной «картой» ума? Чело­ веку тогда стало бы по силам обойти все его ареалы: от смерти до мистического озарения, от кататонии до гениальности. Позвольте мне изложить эту мысль в несколько ином ракурсе. Ум человека подобен мощнейшему электронному компьютеру, спо­ собному на самые невероятные мыслительные операции. А человек, как это ни прискорбно, не знает, как им пользоваться. Просыпаясь поутру, он всякий раз подходит к панели этого прибора и начинает крутить ручки, нажимать кнопки. Однако какая нелепость: имея в своем распоряжении такую сверхмощную машину, человек умеет выполнять на ней только простейшие операции, решая таким обра­ зом лишь самые незамысловатые, простецкие задачи. Правда, есть отдельные люди, именуемые «гениями». Они могут проделывать с ней гораздо более замысловатые вещи: заставлять ее писать симфо­ нии и стихи, открывать математические законы. Есть и еще немно­ гие — судя по всему, на голову выше остальных; эти направляют машину на дальнейшее раскрытие ее собственных творческих по­ тенциалов. Они используют ее устройство с целью выявить, чего еще можно добиться при ее посредстве. Им ведомо, что она способна на создание таких шедевров, как «Симфония Юпитера» и «Фауст», «Критика чистого разума» и многомерная геометрия. Но все эти тво­ рения появились на свет в каком-то смысле невзначай или по край­ ней мере по наитию. Что и говорить, многие великие научные от­ крытия совершены были по чистой случайности. Вот почему первой задачей ученого при их рождении должно стать постижение тайных законов, управляющих механизмом их возникновения. И этот «элек­ тронный компьютер» представляет собой величайшую из тайн, ибо

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2