Сибирские Огни № 002 - 1991
Райх, — что Юнг со своей теорией был прав; что человечество дей ствительно являет эдакий исполинских масштабов «ум», безбрежный океан «подсознательного». Заодно представим, что эти паразиты представляют собою существ, обитающих в глубинах этого океана и избегающих подходить чересчур близко к поверхности из боязни себя раскрыть. В таком случае могут пройти годы, прежде чем они проведают, что нам известно об их существовании, да и то если мы сами себя выдадим, как это сделал Вайсман, подняв средь них пере полох». В таком случае возникала проблема. Еще вчера вечером мы счи тали, что информацию о паразитах легче всего добыть, если с по мощью транквилизаторов погрузиться в себя и обозреть свой ум из нутри. Теперь мы понимали, что это рискованно. Но в таком случае, каким еще способом можно проникнуть в глубь сознания, если не прибегать к наркотикам? К счастью для нас, этот вопрос с достаточной четкостью осве щал у себя в дневниках Вайсман, о чем мы узнали в течение одного дня, штудируя его «Размышления» страницу за страницей. Феноме нология Гуссерля — вот тот метод, который был нам нужен. Гус серль бился над составлением «структурной карты сознания» (или «географии» сознания, как мы предпочитали ее называть), которая составлялась у него исключительно посредством углубленного само созерцания. И мы, призадумавшись, увидели в этом здравый смысл. Если требуется составить карту неизведанного континента — ска жем, одного из мангровых районов Венеры, — вовсе ни к чему тра тить время, продираясь сквозь заросли. Вся надежда должна возла гаться исключительно на вертолет и приборы. Самое главное здесь — научиться искусству различать местность сверху, уметь по цвету распознать болотистый участок и тому подобное. Что же касается географии человеческого сознания, то главное здесь состоит не в том, чтобы очертя голову ринуться к его придонным областям, а в том, чтобы суметь подобрать слова, нужные для описания того, что нам о структуре нашего сознания уже известно. С помощью карты я смогу пройти от Парижа до Калькутты, без нее я забреду куда-нибудь в Одессу. Что, если б мы овладели аналогичной «картой» ума? Чело веку тогда стало бы по силам обойти все его ареалы: от смерти до мистического озарения, от кататонии до гениальности. Позвольте мне изложить эту мысль в несколько ином ракурсе. Ум человека подобен мощнейшему электронному компьютеру, спо собному на самые невероятные мыслительные операции. А человек, как это ни прискорбно, не знает, как им пользоваться. Просыпаясь поутру, он всякий раз подходит к панели этого прибора и начинает крутить ручки, нажимать кнопки. Однако какая нелепость: имея в своем распоряжении такую сверхмощную машину, человек умеет выполнять на ней только простейшие операции, решая таким обра зом лишь самые незамысловатые, простецкие задачи. Правда, есть отдельные люди, именуемые «гениями». Они могут проделывать с ней гораздо более замысловатые вещи: заставлять ее писать симфо нии и стихи, открывать математические законы. Есть и еще немно гие — судя по всему, на голову выше остальных; эти направляют машину на дальнейшее раскрытие ее собственных творческих по тенциалов. Они используют ее устройство с целью выявить, чего еще можно добиться при ее посредстве. Им ведомо, что она способна на создание таких шедевров, как «Симфония Юпитера» и «Фауст», «Критика чистого разума» и многомерная геометрия. Но все эти тво рения появились на свет в каком-то смысле невзначай или по край ней мере по наитию. Что и говорить, многие великие научные от крытия совершены были по чистой случайности. Вот почему первой задачей ученого при их рождении должно стать постижение тайных законов, управляющих механизмом их возникновения. И этот «элек тронный компьютер» представляет собой величайшую из тайн, ибо
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2