Сибирские Огни № 002 - 1991
ции, перенаселенность городов, ощущение человеком собственного ничтожества и все растущая людская разобщенность, непроглядная серость нынешних будней, крушение идеалов религии, да мало ли что еще. Он не стал скрывать, что не может дать ответ, верным мы движемся путем в решении проблем, возникающих на производстве, или же совсем наоборот. Мы все больше денег тратим на психиатров, на улучшение условий быта; короче говоря, все больше превращаем рабочих в больничных пациентов. Но если люди сами поставили свою жизнь в зависимость от такой иллюзии, то требовать какого-то выхода из создавшегося положения от нас, психологов, просто нере ально. Вот тогда в поисках ответа я и обратился к истории, и когда эти ответы отыскал, мне захотелось наложить на себя руки. Ибо если учитывать объективный ход истории, то теперешние события были в полной мере им предрешены. Человеческая цивилизация год за го дом копила в себе перегрузку; в конечном счете это не могло не кон читься крахом. И в то же время одна деталь в эту картину не вписы валась: сила самообновления, присущая человеку. По логике, Мо царт должен был кончить самоубийством: тяготы его жизни были непереносимы. Но он этого не сделал. Ч т о у б и л о в ч е л о в е к е с и л у с а м о о б н о в л е н и я ? Не берусь судить даже приблизительно, каким именно образом до меня дошло, что причина здесь может крыться о д н а . Догадка выкристаллизовывалась медленно, в течение долгих лет. Просто я постепенно стал прозревать, что численность производственных пре ступлений никоим образом не соответствует так называемым «исто рически обусловленным причинам». Я как бы очутился на месте гла вы фирмы, которому чутье смутно подсказывает, что бухгалтер явно темнит с документацией, только как, пока неясно. Вот так однажды я и заподозрил о существовании неких вам пиров сознания. И с той поры мои подозрения стали подтверждаться на каждом шагу. Впервые это случилось, когда я раздумывал над возможностью применения мескалина и лизергиновой кислоты при лечении инду стриальных стрессов. По своей сути, понятно, действие этих препара тов не отличается от алкоголя и табака — они оказывают раскрепо щающее влияние на организм. Переутомленный работой человек впа дает в напряженное состояние уже по привычке и не может сломить эту привычку одним лишь усилием воли. Стакан виски или сигаре та, срабатывая на моторные центры мозга, снимают то напряжение. Однако у человека есть привычки куда более древние и проч ные, чем переутомление от работы. За миллионы лет эволюции у че ловека выработался целый комплекс разнообразных привычек, спо собствующих выживанию. И если хоть одна из них выходит из-под контроля, это приводит к умственному расстройству. Человек, допус тим, имеет привычку остерегаться врагов, но если он даст этой при вычке возобладать над собой, то превратится в параноика. Одна из привычек, укоренившихся в человеке наиболее глубоко, — неусыпное бдение опасности и всевозможных невзгод. Она не дает человеку вглядеться в свой собственный ум, поскольку он не может позволить себе отвести настороженного взгляда от обступающего его вплотную внешнего мира. По той же причине человек упорно не замечает красоту, предпочитая концентрироваться на практических проблемах. Эти привычки угнездились в человеке настолько прочно, что их не может пронять ни табак, ни алкоголь. А вот мескалин может. Он способен проникать до самых атавистических уровней че ловеческого сознания и раскрепощать те центры непроизвольного на пряжения, что делают человека рабом собственной скуки и окружа ющего мира. Признаться, на первых порах вину за высокий уровень само убийств и производственной преступности я возлагал в основном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2