Сибирские Огни № 002 - 1991
ной цивилизацией случилось какое-то невидимое и вместе с тем ка тастрофическое изменение? Как можно происшедшей индустриаль ной революцией мотивировать полнейшее несходство Моцарта и Бетховена, когда последний по возрасту отставал от своего предшест венника всего на четырнадцать лет! Как происходит, что мы вдруг оказываемся в столетии, где половина гениев оканчивает жизнь са моубийством или умирает от чахотки? По словам Шпенглера, циви лизации увядают подобно состарившимся растениям. Но мы-то на блюдаем у себя в н е з а п н ы й с к а ч о к из юности в старость! Гнет глубочайшего пессимизма принимается давить на нашу циви лизацию, находя отражение и в литературе, и в живописи, и вообще в искусстве. Но мало того, что человек неожиданно прибавляет в возрасте. Он, что представляется гораздо более важным, начинает вдруг т е р я т ь с и л у с а м о о б н о в л е н и я . Можно ли предста вить, чтобы хоть кто-то из великих людей восемнадцатого столетия совершил самоубийство? А ведь им жилось ничуть не легче, чем их потомкам в девятнадцатом веке. Человек новой эпохи утратил веру в жизнь, потерял веру в знание. Он мыслит созвучно Фаусту: «Знанья это дать не может...»; все, что можно открыть и сделать, уже открыто и сделано. Карел Вайсман, надо сказать, историком не был, он был психо логом*. Основной доход ему составляла работа в области промыш ленной психологии. В «Размышлениях об истории» он пишет: «В сферу индустриальной психологии я пришел в 1990 году, когда ассистентом профессора Эймза начал работу на фирме «Тран- суорлд косметике». И мне сразу же бросилась в глаза непостижи мость и чудовищность сложившегося положения. Разумеется, мне и тогда было известно, что «индустриальный стресс» достиг серьезных масштабов — настолько серьезных, что стали учреждаться специ альные производственные комиссии для суда над преступниками, повинными в умышленной порче оборудования, а также в нанесении увечий или убийстве товарищей по работе. Но лишь немногим были известны подлинные масштабы проблемы. Число убийств на круп ных заводах и в концернах выросло в д в о е по сравнению со сред- ним уровнем таких преступлений по стране. В Америке на одной табачной фабрике в течение одного лишь года было убито восемь на чальников производственных участков и двое административных ра ботников, при этом в семи случаях убийцы после совершения пре ступления тут же кончали с собой. Исландская промышленная корпорация «Пластик корпорейшн» решила провести эксперимент. Там создали предприятие «открытого типа» площадью в несколько гектаров. Чтобы рабочие не чувство вали скученности или замкнутости пространства, стены были заме нены силовыми полями. На первых порах эксперимент шел с^боль шим успехом. Но прошло два года, и уровень производственной пре ступности на этом предприятии поднялся до среднего по стране. На страницы прессы эти цифры никогда не попадали. Психоло ги, подумав, решили (и правильно сделали), что опубликовать их значило себе же нажить проблем. Они рассудили, что в таких случа ях лучше поступать как при тушении пожара: изолировать источ ник возгорания. Все глубже вникая в суть этой проблемы, я постепенно убеж дался, что подлинной ее причины мы не знаем. Как сказал доктор Эймз в мою первую неделю пребывания на «Трансуорлд косметике», коллеги-психологи откровенно расписались перед ней в своем бесси лии. Он сказал, что докопаться до ее истоков невероятно трудно, ибо истоков у нее, судя по всему, великое множество. взрыв урбаниза* Вопрос прихода К. Вайсмана к пониманию «философии истории» подробно анали зируется в трехтомном издании «Философии Карела Вайсмана» Макса Вибига (Северо- Западный университет, 2015 г.) — (Прим, авт.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2