Сибирские Огни № 002 - 1991
и сообщил также, что нами точно установлена принадлежность бло ков: они относятся к культуре «Великих Старых», о существовании которых упоминается в надписи на одной из статуэток. Я подозреваю, Дарга был слегка «подшофе»: прошло изрядное количество времени, прежде чем он вник наконец в суть наших слов, а вникнув, заявил, что немедленно захватывает Фуада и вылетает к нам. Мы отговорили его, сказав, что этого делать не следует, так как мы сейчас укладываемся спать. Дарга высказался в том духе, что надо бы пустить крота по горизонтали, чтобы тот обследовал соседние блоки, на что Райх ответил, что такое неосуществимо: ап парат не может двигаться вбок — только вверх или вниз. Надо бу дет отправить его метров на тридцать вспять, после чего придать но вое направление, что займет несколько часов. В конце концов Даргу мы убедили и на этом прервали связь. Оба мы ужасно устали, но при всем этом спать нам не хотелось. Повар оставил необходимую утварь, чтобы мы смогли сварить себе кофе, что мы наперекор здра вому смыслу и сделали, да еще и открыли бутылку бренди. Именно тогда, сидя в палатке Райха в ночь на 21 апреля 1997 года, я и поведал ему о том ошущении, что пережил прошлой ночью. Думаю, пересказывать его я начал лишь для того, чтобы как-то от влечь наши мысли от лежащих под толщей земли двадцатиметровых блоков. И мой рассказ был понят. Ибо Райх, вопреки моему ожида нию, прореагировал на него безо всякого удивления. Он в свое время изучал в университете психологию Юнга и был знаком с его учени ем о «родовом бессознательном», согласно которому (если таковое существует) людские умы представляют собой не изолированные друг от друга острова, а части некоего гигантского континента со знания. В области психологии Райх был гораздо начитаннее меня. Он привел на память выдержки из Олдоса Хаксли, принимавшего в сороковых годах мескалин, и так же, как я, заключил, что сознание в каждом из нас простирается в бесконечность. Хаксли, очевидно, в каком-то смысле шел несколько дальше, рассматривая ум человека как обособленный мир, подобный тому, в котором живет человек, — своего рода целую планету, где есть свои джунгли, пустыни, океаны. А на такой планете, как того и следует ожидать, могут обретаться всякие неведомые создания. Здесь я ему возразил. Ведь ясно, что слова Хаксли о «неведо мых созданиях» были лишь метафорой, поэтической вольностью. «Обитателями» ума являются мысли и воспоминания, а не какие-ни будь чудовища. При этих словах Райх судорожно передернул плечами: «Откуда нам знать?» «Согласен, неоткуда. Но ведь надо же мыслить реально». Тут на память мне вновь пришло то ощушение, пережитое про шлой ночью, и моя уверенность поколебалась. Ну, а сами-то мы мыс лим «реально»? Не стало ли у нас привычкой думать о человеческом сознании подобно тому, как наши предки думали о Земле, считая ее центром Вселенной? Я говорю «мой ум», будто подразумеваю под этим свой садовый участок. Но в какой степени мой садовый участок является действительно «моим»? На нем, не спрашивая моего на то соизволения, во множестве водятся жуки и черви, которые будут там водиться и тогда, когда меня не станет... Как ни странно, мое душевное самочувствие от такой мысли существенно улучшилось. Она объясняла причину одолевавшего ме ня смятения — или мне так казалось. Если человеку лишь мнится, что он личность, а сознание его — своего рода океан, то почему бы в нем действительно не обитать каким-нибудь неведомым создани ям? Перед тем как заснуть, я мысленно наказал себе выписать по почте «Небеса и ад» Олдоса Хаксли. Мысли Райха шли по более практическому руслу. Спустя десять минут после того как мы рас стались, из соседней палатки донесся его голос: «Знаешь, я думаю, 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2