Сибирские Огни № 002 - 1991
вольно оперся о стену, какое-то время с опасением ожидая, что сей час меня вытошнит: вот тебе и весь роскошный ужин. Однако тош нота мало-помалу прошла; чувство же разобщенности с телом ни как меня не покидало. В этот момент я снова поглядел на луну и буквально ополоумел от внезапно обрушившегося на меня невыразимого страха. Я ощу тил себя словно лунатик, очнувшийся и обнаруживший, что сту пает по тоненькой жердочке, переброшенной через километровую высоту. Ощущение было настолько чудовищным, что мне показа лось: ум у меня вот-вот не выдержит. Чувствовать такое было непе реносимо. Я изо всех сил крепился, пытаясь противоборствовать обуявшему меня страху, понять его причину. Причина была связана с миром, на который я взирал. Она происходила от осознания того, что я лишь ничтожный фрагмент необозримого по величине ланд шафта. Растолковать эту мысль очень непросто. Но похоже, мне вдруг сделалось ясно, что человека от сумасшествия ограждает лишь то, что он видит окружающее исключительно через призму своего крохотного, сугубо личного мировосприятия, размером не крупнее спичечной головки. Увиденное может повергать его в страх или вол нение, но все равно он воспринимает это через призму своей лично сти. Страх принижает, но не дает человеку отвергнуть себя оконча тельно; как это ни странно, он оказывает противоположный эффект: человек от него начинает острее сознавать, что существует. Я вне запно словно извлек себя из собственной оболочки и разглядел, кто я такой: крохотный безвестный предмет вселенского пейзажа, ни чем не примечательнее камня или мухи. Это привело меня ко второй стадии логического осмысления. «Но ты представляешь собой нечто неизмеримо большее, чем камень или муха, — сказал я себе. — Ведь ты не просто предмет. Так это или нет, но в мозгу у тебя содержится знание всех веков. Вот ты здесь стоишь, а в н у т р и тебя помещается знания больше, чем во всем Британском музее с его тысячами километров книжных полок». Эта мысль в каком-то отношении была для меня новой. Она за ставила меня забыть о пейзаже и обратить мысленный взор внутрь себя. И сам собою всплыл вопрос: если пространство бесконечно, то что можно сказать о пространстве в н у т р и человека? По Блэйку, «бесконечность» раскрывается из «единой горсти». Страх, обуревав ший меня, бесследно исчез. Я теперь сознавал, что ошибался, пола гая себя частицей мертвого пейзажа. Мне думалось, что человек ог раничен оттого, что ограничен его мозг — портмоне, куда лишнего не упихнешь. А между тем пространство ума — это и н о е и з м е р е н и е . Тело лишь своего рода стена, разделяющая две бесконечно сти: Пространство, расстилающееся в бесконечность снаружи, и Ум, образующий бесконечность внутри. Это был миг ошеломительного озарения сокровенной глубины. И вот когда я, позабыв обо всем на свете, завороженно всматривался внутрь себя, произошло нечто, от чего я пришел в ужас. Такое почти не поддается описанию. Мне вдруг почудилось, будто краем глаза (того самого «глаза» внимания, устремленного в глубину) я уловил ш е в е л е н и е какого-то чужого существа. Подобное даже трудно передать словами. У меня возникло ошущение наподобие того, как если бы я, нежась в теплой ванне, вдруг ощутил ногой что-то мер зостно-осклизлое. Прошла секунда, и озарения словно не бывало, а я, увидев вновь перед собой уходящие ввысь горные вершины, залитые крот ким светом неспешно плывущей луны, ощутил в своем сердце трепет облегченной радости, словно возвратился с другого края Вселенной. У меня кружилась голова, и изнурительная усталость сковывала тело — а ведь то ощушение не продлилось в общей сложности и пяти минут.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2