Сибирские Огни № 002 - 1991

страстен к вещам, то удобно исполнишь все добродетели; если бу­ дешь бороться с пристрастием к вещам, то не будешь иметь памято- злобия. Какой труд молиться за врагов? Копать ли землю или па­ хать, или путем ходить? Терпи приключающееся тебе с благодарени­ ем; будешь учеником святых апостолов, которые идяху радующе- ся, яко за имя Господа Иисуса сподобишася бесчестие прияти (Де- ян. 5, 41). Они, как чистые и святые, терпели за имя Христово бесче­ стия, гонения, биения и мучения; мы же должны подвергаться бес­ честию за грехи свои. Мы бесчестны, хотя бы и никто не бесчестил нас; более того, мы прокляты, ибо проклят, сказано, уклоняющий­ ся от заповедей Твоих (Пс. 118, 21). Но всем ли надлежит терпеть бес­ честие за имя Христово? Не всем, но только святым и чистым. Мы терпим бесчестие за наши грехи и худые дела. Душа же, страстьми одержимая, думает, что терпит не по правде и тем исполняет волю бесов. И если видят бесы душу, послушную им и легко принимаю­ щую лукавые помыслы, то предают ее сему сатанинскому искусству и не имеют нужды быть при ней, в уверенности, что довольно сего для ее погибели. Что честнее и блаженнее, как всех любить и всеми любимым быть? И какого утешения не имеют заповеди Христовы? Но произволение наше совсем не на доброе устремляется, а на все противное; если бы устремилось к доброму, то, при помощи благо­ дати Божией, все было бы для него легко. Некогда же, в бытность мою во святом граде, пришел ко мне один христолюбец и сказал: возымели мы, я и брат мой, небольшое друг на друга неудовольствие, но он уже и говорить со мною не хо­ чет, потому прошу тебя, поговори с ним о смирении. Я с радостью со­ гласился, пошел к брату, говорил ему о смирении. Долго мы препи­ рались с ним, и он сказал: Не могу помириться с ним, потому что поклялся честным крестом (чтобы не мириться). Улыбнувшись, я сказал ему: Удивительно! Такой ли смысл имеет клятва твоя: кля­ нусь честным Твоим Крестом, Христе, что не буду соблюдать запове­ ди Твои, но буду исполнять волю врага? —Не должно нам оставать­ ся в зле, которое от нас только происходит, тем более должно каять­ ся и сокрушаться о том зле, которое мы причиняем сами себе, как сказал Богоносный Василий: Ирод, если бы раскаялся, то не испол­ нил бы своей клятвы и не впал бы в великий грех усекновения Предтечи Христова. Я привел еще брату сказание святого Евангелия о том, как Господь хотел умыть ноги Петру и как тот отвечал. И го­ ворил еще: если кто Мафусаиловы проживает лета, не шествует прямым путем, каким шествовали все святые, т. е. не подвергается бесчестию, досаждениям и обидам, и не претерпевает мужественно зло, дабы достигнуть меры святых и Богоносных Отцов, тот только время проводит и нисколько не преуспеет. (О препятствиях ко спасению. Из книги «Восторгнутые класы в пищу души». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905). Тексты публикуются под наблюдением о. Иоанна, настоятеля Вознесенского храма в г. Новосибирске. ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2