Сибирские Огни № 002 - 1991
книги. Когда старец по возвращении, отворив келлию, не нашел сво их вещей, то пошел к брагу тому сказать ему об этом. Но, войдя в его келлию, увидев вещи свои посреди ее, потому что брат не успел еще прибрать их, не желая, однако ж, стыдить брага и обличить его, сде лал вид, что будто схватило у него живот, и вышел вон. Дав брату время убрать вещи, он возвратился и начал говорить о посторонних вещах. Чрез несколько дней узнаны были у него вещи старца, и его взяли и посадили под стражу. Старец ничего об этом не знал, но, ус лышав, что брат в темнице, и не зная — за что, пришел ко мне и по просил дать несколько яиц и немного чистых хлебцев. Я говорю ему: «Верно у тебя ныне есть кто?» — «Да»,— ответил старец. Взял же это он для того, чтобы пойти в темницу и утешить брата. Лишь только вошел он в темницу, брат пал ему в ноги и сказал: «За тебя я здесь, авва, потому что это я украл твои вещи. Книга твоя у того- то, одежда же у того-то». Старец говорит ему: «Да удостоверится сердце твое, сын мой, что я не ради того пришел сюда. Я даже не знал, что за меня ты здесь, но, услышав, что ты в заточении, я опе чалился и пришел утешить тебя, вот смотри, яйца и чистые хлебцы. Теперь же я пойду и сделаю все, чтобы извлечь тебя отсюда». И по просьбе старца брат был выпущен из темницы. Однажды этот старец пошел на рынок купить себе одежду и ку пил. Расплачиваясь, он положил одежду на землю и сел на нее. От дав одну златницу, он хотел доплатить мелочью, но, когда считал деньги, подошел кто-то сзади и стал вытаскивать одежду. Ощутив это, старец, будучи милосерд, начал понемногу приподниматься, на клоняясь вперед с деньгами, пока вор взял и ушел. И старец не об личил его.—И говорил блаженный Зосима: «Неизвестно, чего стои ли украденные вещи, но многоценное показал старец произволение. Ибо не вредит иметь, но вредит иметь с пристрастием. Таковой же, как старец, хотя бы имел сокровища всего мира, остается таким, как будто у него ничего нет. Говорил еще: «Горячее произволение в один час может прине сти Богу столько благоугодного Ему, сколько и в пятьдесят лет не может принести произволение ленивое. Боятся бесы, если видят, что кто-нибудь, будучи подвергаем бесчестию и оскорблению, или ущер бам и всяким другим неприятностям, скорбит не о том, что потерпел обиду или бесчестие, но о том, что стал прекословить и не перенес испытания мужественно, ибо уразумевают из сего враги, что он всту пил на истинный путь и хочет идти путем Божественным и следовать преподобным нашим отцам.» ...Будучи благ, Господь наш против каждой нашей страсти дал нам святые заповеди, дабы этими горькими врачевствами исцелять болезни душ наших. Тот же, кто хочет уврачеваться и освободиться от недуга, терпеливо переносит налагаемое на него врачом, так как сам больной никак не может резать плоть свою, или врачевать себя, но с терпением повинуется врачу, ибо без сего не может быть исцеле на болезнь. Потому он и отдает себя в руки врача с уверенностью, что чрез краткое терпение могут быть исцелены долговременные бо лезни. Если же ты противишься исцелению, то сам себе вредишь. Кто доставил святым мученикам венцы славы, если не мучители их? Кто даровал святому Стефану славу, как не побивающие его камня ми? — И привел авва в пример Евагрия. «Я, — говорил он, — никог да не противился укорявшим меня, а напротив, считал их благодете лями и боялся, дабы и о моей душе не было сказано: в р а ч е в а х о м В а в и л о н а и н е и с ц е л е (Иер. 51, 9). Стяжавший любовь и благость и себя радует, и ближнего; напротив, носящий в себе злобу, себя иссушает и причиняет себе непрестанное томление». Говорил еще: «Спросил меня некто: «Отче, много предписано нам заповедей, и помрачается ум мой в них. Прошу тебя, скажи мне, какие мне соблюдать и какие не соблюдать». Я ответил ему: «Эти мысли пусть не смущают тебя, но вот что помни: если будешь непри
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2