Сибирские Огни № 002 - 1991

книги. Когда старец по возвращении, отворив келлию, не нашел сво­ их вещей, то пошел к брагу тому сказать ему об этом. Но, войдя в его келлию, увидев вещи свои посреди ее, потому что брат не успел еще прибрать их, не желая, однако ж, стыдить брага и обличить его, сде­ лал вид, что будто схватило у него живот, и вышел вон. Дав брату время убрать вещи, он возвратился и начал говорить о посторонних вещах. Чрез несколько дней узнаны были у него вещи старца, и его взяли и посадили под стражу. Старец ничего об этом не знал, но, ус­ лышав, что брат в темнице, и не зная — за что, пришел ко мне и по­ просил дать несколько яиц и немного чистых хлебцев. Я говорю ему: «Верно у тебя ныне есть кто?» — «Да»,— ответил старец. Взял же это он для того, чтобы пойти в темницу и утешить брата. Лишь только вошел он в темницу, брат пал ему в ноги и сказал: «За тебя я здесь, авва, потому что это я украл твои вещи. Книга твоя у того- то, одежда же у того-то». Старец говорит ему: «Да удостоверится сердце твое, сын мой, что я не ради того пришел сюда. Я даже не знал, что за меня ты здесь, но, услышав, что ты в заточении, я опе­ чалился и пришел утешить тебя, вот смотри, яйца и чистые хлебцы. Теперь же я пойду и сделаю все, чтобы извлечь тебя отсюда». И по просьбе старца брат был выпущен из темницы. Однажды этот старец пошел на рынок купить себе одежду и ку­ пил. Расплачиваясь, он положил одежду на землю и сел на нее. От­ дав одну златницу, он хотел доплатить мелочью, но, когда считал деньги, подошел кто-то сзади и стал вытаскивать одежду. Ощутив это, старец, будучи милосерд, начал понемногу приподниматься, на­ клоняясь вперед с деньгами, пока вор взял и ушел. И старец не об­ личил его.—И говорил блаженный Зосима: «Неизвестно, чего стои­ ли украденные вещи, но многоценное показал старец произволение. Ибо не вредит иметь, но вредит иметь с пристрастием. Таковой же, как старец, хотя бы имел сокровища всего мира, остается таким, как будто у него ничего нет. Говорил еще: «Горячее произволение в один час может прине­ сти Богу столько благоугодного Ему, сколько и в пятьдесят лет не может принести произволение ленивое. Боятся бесы, если видят, что кто-нибудь, будучи подвергаем бесчестию и оскорблению, или ущер­ бам и всяким другим неприятностям, скорбит не о том, что потерпел обиду или бесчестие, но о том, что стал прекословить и не перенес испытания мужественно, ибо уразумевают из сего враги, что он всту­ пил на истинный путь и хочет идти путем Божественным и следовать преподобным нашим отцам.» ...Будучи благ, Господь наш против каждой нашей страсти дал нам святые заповеди, дабы этими горькими врачевствами исцелять болезни душ наших. Тот же, кто хочет уврачеваться и освободиться от недуга, терпеливо переносит налагаемое на него врачом, так как сам больной никак не может резать плоть свою, или врачевать себя, но с терпением повинуется врачу, ибо без сего не может быть исцеле­ на болезнь. Потому он и отдает себя в руки врача с уверенностью, что чрез краткое терпение могут быть исцелены долговременные бо­ лезни. Если же ты противишься исцелению, то сам себе вредишь. Кто доставил святым мученикам венцы славы, если не мучители их? Кто даровал святому Стефану славу, как не побивающие его камня­ ми? — И привел авва в пример Евагрия. «Я, — говорил он, — никог­ да не противился укорявшим меня, а напротив, считал их благодете­ лями и боялся, дабы и о моей душе не было сказано: в р а ч е в а х о м В а ­ в и л о н а и н е и с ц е л е (Иер. 51, 9). Стяжавший любовь и благость и себя радует, и ближнего; напротив, носящий в себе злобу, себя иссушает и причиняет себе непрестанное томление». Говорил еще: «Спросил меня некто: «Отче, много предписано нам заповедей, и помрачается ум мой в них. Прошу тебя, скажи мне, какие мне соблюдать и какие не соблюдать». Я ответил ему: «Эти мысли пусть не смущают тебя, но вот что помни: если будешь непри

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2