Сибирские Огни № 002 - 1991

да болезнует о нем прочее духом, как прежде болела телом, дондеже вообразится в нем Христос. Как, наконец, выразительно самое название сего священнодей­ ствия! Воцерковляется раб Божий! То есть вводится в Церковь, вставляется как часть в свое великое и святое целое, вместе с тем сам делается церковию, живым храмом Бога Живаго. Мать принесла его как плод природы; приемлет назад как дар благодати. Помни же, принесенный и взятый, чем ты принесен и каковым взят! Помни, где ты был, кому и для чего представлен! Помни, какое знамение отверзло тебе врата Дома Божия. Помни престол, вокруг коего тебя носили и который тебе предназначен, и землю, на коей был положен и в которую пойдешь. Помни, что ты опять и также чуждыми руками будешь принесен некогда в церковь со крестом в руках. О, если бы ты тогда мог усвоить себе слова праведного Симео­ на: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое!» Но они усвоятся тебе, и ты почиешь с миром до дня всеобщего воскресения, если в продол­ жение своей жизни не будешь забывать своего воцерковления. Аминь. (Из «Журнала Московской Патриархии», 1967, № 2). ВОСТОРГНУТЫЕ КЛАСЫ В ПИЩУ ДУШИ О препятствиях ко спасению. Говорил авва Аммон: «Четыре причины препятствуют монаху спастись. И если хотя одну из них удерживает в себе какой-либо человек, то не может с ней ни пока­ яться чисто, ни возносить приятную Богу молитву. Первая причина — гордость. Если человек думает, что правиль­ но живет, что жизнь его приятна Богу и людям, что многие настав­ лениями его назидаются и что он, уйдя в пустыню, избавился от многих грехов, значит, нет на нем благодати Божией. Каждому сле­ дует смирять себя и осуждать, считать себя ниже бессловесных животных и думать, что не угодно Богу его делание. Надо постоянно помнить слова пророка о том, что вся правда человеческая подобна рубищу скверному, поверженному пред Богом (Ис. 64, 6). Если не смирит себя душа и не будет помнить, что она поистине нечиста, не приимет Бог ее молитвы. Бессловесные скоты не согрешают перед Богом, а потому и не будут судимы. Какими сотворил их Бог, таки­ ми они и живут: будучи бессловесны, не клевещут, не гордятся, бо­ лее того — любят своих кормильцев. Вторая причина — памятозлобие. Если даже какой-либо чело­ век тебе глаз выколол, ты должен простить ему. Если же будешь па- мятозлобствовать, молитва твоя не поднимется к Богу, и если ты да­ же мертвого воскресишь, не получишь милости и прощения от Бога, не принеся истинного покаяния. Третья — осуждение согрешающего. Если кто осудит брата сво­ его, сам осужден будет, хотя бы чудеса и знамения сотворил. Гос­ подь сказал: «Не осуждайте, да не осуждена будете. Им же бо судом судите, судят вам, и в нюже меру мерите, возмерится вам» (Лк. 6, 37; Мф. 7, 2). Итак, христианин не вправе никого осуждать, ибо да­ же Отец Небесный не судит никого, но суд весь даде Сынова (Ин. 5, 22). Поэтому осуждающий прежде Христа противник есть Христу, Сыну Божию. Многих мы видели разбойниками и блудниками, но стали они преподобными и праведными. Грехи их мы видели, а по­ каяния и сокровенные их добродетели остались сокрыты от нас. Четвертая причина — отсутствие любви, без которой человек не может спастись, как сказал Апостол: Аще языки человеческими глаголю и ангельскими. Аще и всю веру имам, яко и горы преставлл- 174

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2