Сибирские Огни № 002 - 1991
да болезнует о нем прочее духом, как прежде болела телом, дондеже вообразится в нем Христос. Как, наконец, выразительно самое название сего священнодей ствия! Воцерковляется раб Божий! То есть вводится в Церковь, вставляется как часть в свое великое и святое целое, вместе с тем сам делается церковию, живым храмом Бога Живаго. Мать принесла его как плод природы; приемлет назад как дар благодати. Помни же, принесенный и взятый, чем ты принесен и каковым взят! Помни, где ты был, кому и для чего представлен! Помни, какое знамение отверзло тебе врата Дома Божия. Помни престол, вокруг коего тебя носили и который тебе предназначен, и землю, на коей был положен и в которую пойдешь. Помни, что ты опять и также чуждыми руками будешь принесен некогда в церковь со крестом в руках. О, если бы ты тогда мог усвоить себе слова праведного Симео на: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое!» Но они усвоятся тебе, и ты почиешь с миром до дня всеобщего воскресения, если в продол жение своей жизни не будешь забывать своего воцерковления. Аминь. (Из «Журнала Московской Патриархии», 1967, № 2). ВОСТОРГНУТЫЕ КЛАСЫ В ПИЩУ ДУШИ О препятствиях ко спасению. Говорил авва Аммон: «Четыре причины препятствуют монаху спастись. И если хотя одну из них удерживает в себе какой-либо человек, то не может с ней ни пока яться чисто, ни возносить приятную Богу молитву. Первая причина — гордость. Если человек думает, что правиль но живет, что жизнь его приятна Богу и людям, что многие настав лениями его назидаются и что он, уйдя в пустыню, избавился от многих грехов, значит, нет на нем благодати Божией. Каждому сле дует смирять себя и осуждать, считать себя ниже бессловесных животных и думать, что не угодно Богу его делание. Надо постоянно помнить слова пророка о том, что вся правда человеческая подобна рубищу скверному, поверженному пред Богом (Ис. 64, 6). Если не смирит себя душа и не будет помнить, что она поистине нечиста, не приимет Бог ее молитвы. Бессловесные скоты не согрешают перед Богом, а потому и не будут судимы. Какими сотворил их Бог, таки ми они и живут: будучи бессловесны, не клевещут, не гордятся, бо лее того — любят своих кормильцев. Вторая причина — памятозлобие. Если даже какой-либо чело век тебе глаз выколол, ты должен простить ему. Если же будешь па- мятозлобствовать, молитва твоя не поднимется к Богу, и если ты да же мертвого воскресишь, не получишь милости и прощения от Бога, не принеся истинного покаяния. Третья — осуждение согрешающего. Если кто осудит брата сво его, сам осужден будет, хотя бы чудеса и знамения сотворил. Гос подь сказал: «Не осуждайте, да не осуждена будете. Им же бо судом судите, судят вам, и в нюже меру мерите, возмерится вам» (Лк. 6, 37; Мф. 7, 2). Итак, христианин не вправе никого осуждать, ибо да же Отец Небесный не судит никого, но суд весь даде Сынова (Ин. 5, 22). Поэтому осуждающий прежде Христа противник есть Христу, Сыну Божию. Многих мы видели разбойниками и блудниками, но стали они преподобными и праведными. Грехи их мы видели, а по каяния и сокровенные их добродетели остались сокрыты от нас. Четвертая причина — отсутствие любви, без которой человек не может спастись, как сказал Апостол: Аще языки человеческими глаголю и ангельскими. Аще и всю веру имам, яко и горы преставлл- 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2