Сибирские Огни № 002 - 1991
ти, любве же не имам, ничто же есть. Аще раздам вся имения моя нищим, и аще предам теломое на муки, во еже сожещие, любве же не имам, пикая польза ми есть (1 Кор. 13, 1—3). Но как можно все име ние раздать нищим и не иметь любви? Любовь проявляется в мило стыни, но милостыня не есть совершенная любовь, а только некая часть любви. Ибо много таких, которые иным дают, а других обира ют, одних странных упокоевают, на других же памятозлобствуют и озлобляют их; одним прощают, а других укоряют; чужих милуют, а своих ненавидят. Если и ты так поступаешь, то не знаешь любви к Богу и ближнему, а водительствуешься одним тщеславием и лице мерием. Совершенная и истинная любовь никого не укоряет, никого не осуждает и не опечаливает, никем не гнушается: ни верующим, ни неверующим, ни рабом, ни свободным, ни малым, ни великим, ни славным, ни бесчестным, ни странником, ни пришельцем, ни греш ником, ни блудником, ни нечестивым,— но всех равно любит и ми лует, особенно же грешных, немощных и нерадивых. О них более всего болезнует, сетует и плачет, и более иных сострадает им, подра жая Господу Иисусу Христу, Который грешников призвал на покая ние, ел и пил с ними (Мф. 9, 13; Мк. 2, 16). Бывайте благи, милосер ды и щедры, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть (Лк. 6, 36). Как Он солнцу Своему повелевает восходить над злыми и благими, и дождит на праведных и на неправедных (Мф. 5, 45), так и тот, кто имеет истинную любовь, всех любит, милует и о всех молится. Есть люди, которые милостыню подают, а многих ненавидят и тело свое оскверняют. Они обманывают себя, уповая на творимую ими мило стыню, а злые дела не переставая совершать. Если хотите спастись, оставьте злобу и стяжите истинную и совершенную любовь. Получить ее сподоби нас, Христе Боже наш, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Один брат спросил старца: «Вследствие какого греха не прием лется Богом молитва человека?» Старец отвечал: «Вследствие памя- тозлобия, как сказал Господь: Аще убо принесеши дар твой ко олта- рю, и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем, и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5, 23—24). Если будешь на кого памя- тозлобствовать, знай, что молитва твоя не только не приемлется Бо гом, но даже прогневляет Его». Спросили некогда старца: «Какой грех тяжелее всех грехов?» Он отвечал: «Святой Апостол Павел сказал, что более всех доброде телей есть любовь (1 Кор. 13, 13); поэтому большее из всех зол — не нависть к брату и немилосердие». И еще спросили его: «Какою заповедью прощаются человеку все грехи?» — отвечал: «Господь сказал: не осуждайте, да не осуж дена будете. И: отпущайте, и отпустится вам (Лк. 6, 37). Понимать это следует так: кто не клевещет на своего брата и не осуждает его, простится всякий грех. Отпустите, сказал Господь, и отпущу вам, и в нюже меру мерите, возмерится вам.» Спросили старца: «Если кто сотворит великие грехи и, умилив шись, начнет каяться, и с тем на третий день скончается, как о нем разуметь?» Отвечал: «Если кто истинно возжелает и начнет каять ся, отвратит душу свою от зломыслия и положит перед Богом твер дую решимость больше не согрешать и не творить прежних грехов своих, то если и на другой день скончается, примет Бог покаяние его, как принял покаяние разбойника. Ибо начать каяться — в воле человека, а жить или умереть зависит от воли Божией. Многие нача ли каяться, но Бог восхитил их из жизни, устрояя о них лучшее, по тому что если бы они жили много лет, то опять впали бы в грехи и погибли». И еще был спрошен великий старец: «Если кто во грехах соста рится и не может ни пребывать в посте и бдении, ни трудов и тяже лых подвигов совершать, ни имения у него не будет, чтобы раздать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2