Сибирские Огни № 002 - 1991

за грехи, ни от мирской жизни отречься не будет сил, как такой мо­ жет спастись?» Отвечал: «Так, как спасся мытарь. Как и Пророк ска­ зал: «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс. 114, 5). Ибо как для про­ щения грехов приносится Богу Бескровная Жертва и милостыня, так и смирение сердечное, жертва Богу, — сказал Пророк, — дух со­ крушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс. 33, 19). Как ублажаются милостивые и чистые сердцем, так уб­ лажаются и смиренные духом: яко тех есть царствие небесное (Мф. 5, 3—8). Этим путем может спастись убогий и больной, престаре­ лый, необразованный и невежда». Поведал нам ученик аввы Зосимы: «Сидя некогда с отцом моим Зосимою, мы вели с ним душеполезную беседу; я спросил его: «Как обуздывать гнев?» Отверз старец уста свои и говорил так: «Начало обуздывания гнева, когда кто тебя оскорбит или укорит,— в молча­ нии»... А мы, из-за нашего великого нерадения, и до старости не можем навыкнуть и совершить дел, свойственных новоначальным, и дума­ ем, что невозможно нам исполнить заповеданное Богом. Смутиться и не говорить — это свойство новоначальных, а не совершенных; ве­ ликих же свойство нисколько не смущаться, по слову Пророка Да­ вида: уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60). Но мы не хотим поло­ жить этому начало и не показываем нашего к тому произволения, дабы привлечь на помощь благодать Божию. Если же, по-видимому, и выказываем произволение, то ничтожное, недостойное того, что­ бы получить что-то от Бога. Ибо все у нас бывает как во время сея­ ния, так и во время жатвы: сколько кто приносит произволения, столько получает и благодати. Как земледелец, который пусть и не­ много семян посеет, но, если Бог благословит труд его, приобретает много, так если благословит Господь труд произволения нашего, мы станем все творить без труда, непринужденно и со сладостию и от всего получать пользу. Молитва с самопринуждением и терпением часто рождает мо­ литву сладостную. Молитва с самопринуждением есть дело произво­ ления, а с услаждением есть дело благодати. ...если кто хочет преус­ петь в добродетели, не должен думать, что он тотчас преуспеет в ней. Даже если немощен, пусть начинает; и хотя вначале дело пойдет не­ исправно, пусть не унывает и не отступает от начатого, иначе не до­ стигнет успеха. Если он будет терпеливо трудиться, не теряя духа, Бог призрит на труд его произволения и подаст ему силу все творить без принуждения. И если будет падать, да не малодушествует, но пусть опять начинает. Так и авва Моисей сказал: «От желающих стяжать добродетель дело это требует труда и долгого времени. Толь­ ко хотеть и любить труды в нашем состоит произволении, но для сего потребна и помощь Божия... Если же по лености и унынию скоро бу­ дем оставлять молитву, то как Бог призрит на труд наш? И так как ни в чем мужественно мы не подвизаемся, потому и ничего не спо­ добляемся получить: ибо Бог смотрит на наше произволение и, судя по произволению, подает дары. Не был ли прежде авва Моисей на­ чальником разбойников? Не наделал ли он много преступлений, так что прогнан был господином своим из-за своего злонравия? Но как только мужественно и с теплым произволением начал работать Богу, достиг такого духовного совершенства, что сопричтен был к великим и равноангельским отцам. Мы же, хотя при отречении нашем от ми­ ра показываем теплоту (усердия), но по нерадению своему теряем ее, пристращаясь к некоторым земным вещам, пустым и ничего не стоя­ щим, и презирая любовь к Богу и ближнему, себе присвояя некото­ рые вещи, как будто от себя имеем их, а не от Бога получили; тогда как сказано: что имаши, его же неси приял? Аще же приял ecu, что хвалишися, яко неприем? (1 Кор. 4, 7).— Говорил также: Ужели Христос, будучи Бог, не имеет откуда подать нам даров благих?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2