Сибирские Огни № 002 - 1991
за грехи, ни от мирской жизни отречься не будет сил, как такой мо жет спастись?» Отвечал: «Так, как спасся мытарь. Как и Пророк ска зал: «Смирихся, и спасе мя Господь» (Пс. 114, 5). Ибо как для про щения грехов приносится Богу Бескровная Жертва и милостыня, так и смирение сердечное, жертва Богу, — сказал Пророк, — дух со крушен. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19). Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренныя духом спасет (Пс. 33, 19). Как ублажаются милостивые и чистые сердцем, так уб лажаются и смиренные духом: яко тех есть царствие небесное (Мф. 5, 3—8). Этим путем может спастись убогий и больной, престаре лый, необразованный и невежда». Поведал нам ученик аввы Зосимы: «Сидя некогда с отцом моим Зосимою, мы вели с ним душеполезную беседу; я спросил его: «Как обуздывать гнев?» Отверз старец уста свои и говорил так: «Начало обуздывания гнева, когда кто тебя оскорбит или укорит,— в молча нии»... А мы, из-за нашего великого нерадения, и до старости не можем навыкнуть и совершить дел, свойственных новоначальным, и дума ем, что невозможно нам исполнить заповеданное Богом. Смутиться и не говорить — это свойство новоначальных, а не совершенных; ве ликих же свойство нисколько не смущаться, по слову Пророка Да вида: уготовихся и не смутихся (Пс. 118, 60). Но мы не хотим поло жить этому начало и не показываем нашего к тому произволения, дабы привлечь на помощь благодать Божию. Если же, по-видимому, и выказываем произволение, то ничтожное, недостойное того, что бы получить что-то от Бога. Ибо все у нас бывает как во время сея ния, так и во время жатвы: сколько кто приносит произволения, столько получает и благодати. Как земледелец, который пусть и не много семян посеет, но, если Бог благословит труд его, приобретает много, так если благословит Господь труд произволения нашего, мы станем все творить без труда, непринужденно и со сладостию и от всего получать пользу. Молитва с самопринуждением и терпением часто рождает мо литву сладостную. Молитва с самопринуждением есть дело произво ления, а с услаждением есть дело благодати. ...если кто хочет преус петь в добродетели, не должен думать, что он тотчас преуспеет в ней. Даже если немощен, пусть начинает; и хотя вначале дело пойдет не исправно, пусть не унывает и не отступает от начатого, иначе не до стигнет успеха. Если он будет терпеливо трудиться, не теряя духа, Бог призрит на труд его произволения и подаст ему силу все творить без принуждения. И если будет падать, да не малодушествует, но пусть опять начинает. Так и авва Моисей сказал: «От желающих стяжать добродетель дело это требует труда и долгого времени. Толь ко хотеть и любить труды в нашем состоит произволении, но для сего потребна и помощь Божия... Если же по лености и унынию скоро бу дем оставлять молитву, то как Бог призрит на труд наш? И так как ни в чем мужественно мы не подвизаемся, потому и ничего не спо добляемся получить: ибо Бог смотрит на наше произволение и, судя по произволению, подает дары. Не был ли прежде авва Моисей на чальником разбойников? Не наделал ли он много преступлений, так что прогнан был господином своим из-за своего злонравия? Но как только мужественно и с теплым произволением начал работать Богу, достиг такого духовного совершенства, что сопричтен был к великим и равноангельским отцам. Мы же, хотя при отречении нашем от ми ра показываем теплоту (усердия), но по нерадению своему теряем ее, пристращаясь к некоторым земным вещам, пустым и ничего не стоя щим, и презирая любовь к Богу и ближнему, себе присвояя некото рые вещи, как будто от себя имеем их, а не от Бога получили; тогда как сказано: что имаши, его же неси приял? Аще же приял ecu, что хвалишися, яко неприем? (1 Кор. 4, 7).— Говорил также: Ужели Христос, будучи Бог, не имеет откуда подать нам даров благих?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2