Сибирские Огни № 002 - 1991

Всячески, если бы Он видел, что мы пользуемся имуществом (как должно), то мог бы обогатить нас, как и отцов наших. Но так как Он видит нас, не пользующихся малыми и ничтожными дарами, то не вверяет нам больших, щадя нас,’ дабы нам совсем не погибнуть. Если бы Он видел, что мы во благо себе обращаем немногое, то даровал бы нам и большее. Ибо кто иной, кроме Него, наделил владельцев земля­ ми и домами, цену за которые они полагали к ногам святых апосто­ лов (Деян. 4, 35)? Бог, будучи благ, дает нам возможность от всего получить пользу; но мы, чрез пристрастие и злоупотребление даров Божиих, губим их и по своему злому произволению обращаем даро­ ванное нам от Него себе во вред». Говорил еще: «Никто не может причинить вред душе доброде­ тельной, ибо все, что ни выстрадает она, вменяет себе во благо. И как верный утешается своею верою, так неверный мучится своим неве­ рием. Верный, хотя и много терпит за добрые дела, которые творит, но надеется получить воздаяние за терпение, черпая в этом великое утешение. А неверный, хотя и малое какое получит прискорбие, сму­ щается и томит себя своими помышлениями, разглагольствуя в себе: то он мне сказал, а я скажу ему более того, что сказал он мне; истл­ евает в злопамятстве, замышляя вещи, исполнить которые он бесси­ лен... Часто замышляют иному сделать зло, но если не попустит сего Бог, тщетны будут их усилия; и только испытываются чрез то произ­ воления человеческие. Сколько замышляли сделать зло святым от­ цам, но как не попустит сего Бог, никто не мог причинить вреда рабам Божиим; а, как сказано, и обличи о них цари: не прикасайте- ся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте (Пс. 104, 14—15)... Некогда спросил я старца: «Как достигнуть того, чтобы не гне­ ваться, когда унижают и злословят другие?» Он ответил: «Кто в сердце своем поминает о себе как о ничтожнейшем, тот не возмуща­ ется; как сказал авва Пимен, если уничижишь себя, на всяком ме­ сте будешь иметь покой... — Так, кто заранее считает себя унижен­ ным и низшим, тот не возмущается, если и укорять его будут неко­ торые. Я всегда говорю: «Ублажающие меня, будучи обкрадывае­ мы любовью, говорят, что хотят, имея суетное мнение обо мне, и не могут приносить мне пользу. А если кто-то уничижает и обвиняет меня, то думаю, что Бог Господь, испытать меня желая, послал сие к моей пользе. Я считаю уничижителя моего за благодетеля, ибо чрез него свергаю с себя малую тяжесть тщеславия, которое возбуж­ дают во мне люди. Поведали мне, что поносит меня один из живущих со мною бра- тъев, который и постриг иноческий от меня принял, и о котором я имел большое попечение. Однажды он сказал мне: «Отче мой, я сильно люблю тебя». А я ему ответил: «Еще не встречал я, чадо, так любящего меня, как я его люблю. Вот ты ныне говоришь, что лю­ бишь меня, и я верю. Но если случится тебе что-либо неприятное от меня, ты не останешься таким же. Я же, что бы не потерпел от тебя, буду любить тебя». Прошло немного времени, и он, не знаю что с ним сделалось, начал говорить мне много худого, даже срамного. Тогда я сказал себе: «Это врачество Иисусово послано вылечить тщеславную мою душу, ибо от таковых внимающий себе человек мо­ жет получить большую пользу, как от ублажающих его — вред; те — истинные благодетели.» Спустя некоторое время случилось ему встретиться со мною в Кесарии. По обычаю он обнял меня и поцело­ вал и я — его, как будто ничего не слыхал о нем. Ибо, когда он кле­ ветал на меня, сколько раз с ним я ни встречался, держал себя так, будто ничего не знаю. Но вот однажды он пал в ноги мне и, обняв их, сказал: «Прости меня, отче, ради Господа, что я много говорил на тебя срамного». Я же, облобызав его, ласково сказал ему: «Пом­ нишь ли, чадо, ты сказал мне: «Сильно люблю тебя», а я ответил те­ бе, что никого не встречал я так любящего меня, как я его люблю; и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2