Сибирские Огни № 002 - 1991

денную порчу и несовершенство наше, будем приняты в дом Божий, представлены самому лиду Цареву, приобщены даже к лику друзей и присных Его. В самом деле, является служитель алтаря, приемлет на свои ру­ ки, подобно Симеону, младенца, то есть, нас с тобою, возлюбленный слушатель, подъемлет его пред вратами перкви горе, образует из не­ го на воздухе крест и восклицает: «Воцерковляется раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Когда вслед за сим двери храма, как бы уступив крестному знамению, разверзаются, священнослужи­ тель входит с младенцем, вещая от лица его словами святого Дави­ да: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему!» Дошед до середины храма, он останавливается, паки подъем- лет младенца горе и, образуя им крест, возглашает: «Воцерковляет­ ся раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа», и вслед за тем присовокупляет: «Посреде Церкви воспою Тя!» Подходит потом к царским вратам алтаря, снова подъемлет от- роча во образ креста и в третий раз вещает: «Воцерковляется раб Божий, во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!» Таким образом, рожденное уже посвящено Богу, уже введено в дом Царев. Сим могло бы окончиться священнодействие. Но христи­ анину, яко сонаследнику Христа, предоставлены большие права: ему, как царскому священию, дано входить во внутреннейшия заве­ сы (Евр. 10, 19); — и вот священнослужитель, по тому же уставу Церкви, несет младенца — сквозь южные ворота двери — в самое святилище, обходит с ним вокруг престола и, исходя из алтаря про­ тивоположным путем, то есть дверьми северными, полагает его на земле пред вратами царскими, откуда мать уже сама должна вос- приять его, как бы от лица Господня. Что может быть знаменательнее и вместе трогательнее сих свя­ щеннодействий! Это троекратное образование креста из младенца, это внесение его во святилище и обхождение с ним вокруг престола, это положение его на земле пред вратами царскими и приятие его отсюда самою матерью: сколько здесь уроков и для приносимого, и для приносящей, и для детей, и для самих родителей! Крест! Им видимо означается, что если мы имеем теперь доступ и в земный храм, и в Небесный Эдем, то страданиями за нас на Кре­ сте Сына Божия, коими отверст для всех нас Рай, заключенный для всех же преступлением нашего прародителя и собственными гре­ хами. Внесение младенца во святилище не материю или отцом, а иере­ ем показывает, что силы природы достаточны только для дарования ему одной жизни естественной, но не довлеют для введения его в жизнь духовную и благодатную; а обхождением вокруг престола ви­ димо указуется на высокое предназначение христианина — откро­ венным лицем созерцать Славу Божию, быть причастником еще на земле тайн Жизни Вечной, уготовлять себя в блаженное сожитие с Архангелами и Ангелами, окружающими Престол Божий,— в место селения Самой Славы Божией. В частности, обхождением вокруг престола, напоминающим собою чин Посвящения и Бракосочетания, младенец как бы посвящается во иереи Богу, а душа его уневещива- ется Духу Святому. Наконец, положение младенца на землю пред дверями царскими дает разуметь, что, несмотря на множество прав духовных, ему теперь усвоенных, он, яко христианин, должен всю жизнь пребывать в смирении духа и сердца, вменять себя яко ничто же пред Господом; взирать на себя, яко на жертву, которая единожды и навсегда посвящена Господу, да отныне не к тому себе живет и не к тому себе умирает, но умершему и воскресшему для не­ го Спасителю. А мать, подъемлющая от царских врат плод чрева своего, долж­ на памятовать, что отселе он ей паки поручается Самим Господом,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2