Сибирские Огни № 002 - 1991

енного корреспондента выезжал на фронт, откуда присылал репортажи. А со второй половины 1915 г. Г. Вяткин отправился на фронт в составе санитарных организаций Всероссийского Союза городов и пробыл там почти два года. Однако его литературная деятельность не прекращалась ни на минуту. 25 марта 1915 г. Г. Вяткин напечатал в газете «Утро» восторженную рецензию на сборник «Клич», назвав его «исключительным и прекрас­ ным». Этому отклику предшествовал другой номер газеты, тоже во многом примеча­ тельный, поскольку на его страницах вновь можно было прочитать стихотворения А. Блока, а вместе с ними и этюд Г. Вят­ кина, написанный им в Петрограде в начале марта. Нет сомнения, что новые стихотворе­ ния А. Блока попали в харьковскую газету не без участия Г. Вяткина, тесно сотруд­ ничавшего в этот период с ней. После лета того же года публикации его в этой газете практически иссякают. Однако участие обо­ их поэтов в одних и тех же периодических изданиях России продолжается. Так, в мартовском номере «Ежемесячного журна­ ла» их имена рядом, причем этот случай от­ нюдь не единичный. Он повторяется и в ян­ варе 1917 г. в том же журнале. Тогда же Вяткин опубликовал одно за другим пре­ красные стихотворения «Родина» и «Брат­ ские могилы», которые во многом перекли­ каются со строчками Александра Блока, на­ писанными в то же самое время. Приближалась революция, а вместе с ней — новые потрясения и испытания. Г. Вяткин в своей статье «Революция и культура» писал: «Одна из задач момента — должно бы явиться возбуждение в народе — рядом с возбуждениями в нем эмоций политиче­ ских — эмоций этических и эстетических...» И в этих строчках вновь угадывается по­ разительное единомыслие с А. Блоком, в те же самые дни создающим пламенные стро­ ки цикла своих публицистических статей «Интеллигенция и революция». В харьковской странице творческой биог­ рафии сибирского поэта удивительным об­ разом сплелось воедино многое, в том числе и имена И. Бунина и А. Блока. В марте 1981 г. харьковский журналист и исследова­ тель творчества В. Г. Короленко Я. С. Дон­ ской вспоминал: «Я знал Вяткина в 20-е годы по Сибири. Видел его на заседаниях литературной сту­ дии в Новосибирске. Он был небольшого ро­ ста, худощав, очень подвижен, речь его бы­ ла искрометна и блестяща. Во в с е м у г а ­ д ы в а л с я поэ т . Авторитетом он среди литераторов пользовался колоссальным. Можно сказать, что ни одно мероприятие в литературной жизни Сибири не проходило мимо него и без его участия. Это была яр­ кая и незабываемая фигура, чья жизнь так нелепо оборвалась в годы культа личности». Когда-то в марте 1922 г. Г. Вяткин в статье «Короленко как художник», опубли­ кованной в первом номере журнала «Сибир­ ские огни», писал: «Гражданин и поэт, пуб­ лицист и художник теснейшим образом пе­ реплелись во всем творчестве Короленко — такова его цельная, здоровая натура, не знающая неврастенического раздвоения лич­ ности...» Эти слова в полной мере можно от­ нести и к самому автору, чье творчество было исполнено мужества и жизненной стойкости. Он свято верил в живительную силу творчества и, может, именно поэтому был так неизменно добр и внимателен к своим современникам. Накануне его 95-летия Е. К. Стюарт в письме к нам вспоминала: «Дружеская за­ интересованность в судьбе начинающего ав­ тора была характерной чертой Г. А. Вятки­ на на протяжении всей его жизни. И, конеч­ но, не я одна, а многие, вероятно, с благо­ дарностью вспоминают его заботливое вни­ мание к их литературной судьбе... Внимание Георгия Андреевича ко всем молодым авто­ рам было пристальным и неизменным, а по­ мощь безотказной...». В судьбе любого крупного художника всегда присутствуют «белые пятна» неизу­ ченного и неизвестного, и чем значительней его личность, тем их больше. Так и в судь­ бе Георгия Андреевича Вяткина. Однако и то, что стало известно, что неожиданно так сплелось, надо думать, забвению не подле­ жит. Г. ВЯТКИН «НА ВСЕХ ПЕРЕКРЕСТКАХ ДОРОГ...» В ПОЛЬШЕ Здесь у всех деревень — там, где ширится въезд, — Изваянье Мадонны иль крест. Здесь — Распятия на всех перекрестках дорог. И на каждом распятьи венок. Но теперь, в эти дни, в шуме тягостных битв, Что слова вдохновенных молитв! Только пушки грохочут и ночью и днем, Все губя смертоносным огнем. Встань на холм и взгляни. Ах, отсюда страна, как сплошная Голгофа, видна, И на каждом кресте снова распят Христос Над потоками крови и слез! Ежемесячный, журнал, 1915, Лг 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2