Сибирские Огни № 002 - 1991
енного корреспондента выезжал на фронт, откуда присылал репортажи. А со второй половины 1915 г. Г. Вяткин отправился на фронт в составе санитарных организаций Всероссийского Союза городов и пробыл там почти два года. Однако его литературная деятельность не прекращалась ни на минуту. 25 марта 1915 г. Г. Вяткин напечатал в газете «Утро» восторженную рецензию на сборник «Клич», назвав его «исключительным и прекрас ным». Этому отклику предшествовал другой номер газеты, тоже во многом примеча тельный, поскольку на его страницах вновь можно было прочитать стихотворения А. Блока, а вместе с ними и этюд Г. Вят кина, написанный им в Петрограде в начале марта. Нет сомнения, что новые стихотворе ния А. Блока попали в харьковскую газету не без участия Г. Вяткина, тесно сотруд ничавшего в этот период с ней. После лета того же года публикации его в этой газете практически иссякают. Однако участие обо их поэтов в одних и тех же периодических изданиях России продолжается. Так, в мартовском номере «Ежемесячного журна ла» их имена рядом, причем этот случай от нюдь не единичный. Он повторяется и в ян варе 1917 г. в том же журнале. Тогда же Вяткин опубликовал одно за другим пре красные стихотворения «Родина» и «Брат ские могилы», которые во многом перекли каются со строчками Александра Блока, на писанными в то же самое время. Приближалась революция, а вместе с ней — новые потрясения и испытания. Г. Вяткин в своей статье «Революция и культура» писал: «Одна из задач момента — должно бы явиться возбуждение в народе — рядом с возбуждениями в нем эмоций политиче ских — эмоций этических и эстетических...» И в этих строчках вновь угадывается по разительное единомыслие с А. Блоком, в те же самые дни создающим пламенные стро ки цикла своих публицистических статей «Интеллигенция и революция». В харьковской странице творческой биог рафии сибирского поэта удивительным об разом сплелось воедино многое, в том числе и имена И. Бунина и А. Блока. В марте 1981 г. харьковский журналист и исследова тель творчества В. Г. Короленко Я. С. Дон ской вспоминал: «Я знал Вяткина в 20-е годы по Сибири. Видел его на заседаниях литературной сту дии в Новосибирске. Он был небольшого ро ста, худощав, очень подвижен, речь его бы ла искрометна и блестяща. Во в с е м у г а д ы в а л с я поэ т . Авторитетом он среди литераторов пользовался колоссальным. Можно сказать, что ни одно мероприятие в литературной жизни Сибири не проходило мимо него и без его участия. Это была яр кая и незабываемая фигура, чья жизнь так нелепо оборвалась в годы культа личности». Когда-то в марте 1922 г. Г. Вяткин в статье «Короленко как художник», опубли кованной в первом номере журнала «Сибир ские огни», писал: «Гражданин и поэт, пуб лицист и художник теснейшим образом пе реплелись во всем творчестве Короленко — такова его цельная, здоровая натура, не знающая неврастенического раздвоения лич ности...» Эти слова в полной мере можно от нести и к самому автору, чье творчество было исполнено мужества и жизненной стойкости. Он свято верил в живительную силу творчества и, может, именно поэтому был так неизменно добр и внимателен к своим современникам. Накануне его 95-летия Е. К. Стюарт в письме к нам вспоминала: «Дружеская за интересованность в судьбе начинающего ав тора была характерной чертой Г. А. Вятки на на протяжении всей его жизни. И, конеч но, не я одна, а многие, вероятно, с благо дарностью вспоминают его заботливое вни мание к их литературной судьбе... Внимание Георгия Андреевича ко всем молодым авто рам было пристальным и неизменным, а по мощь безотказной...». В судьбе любого крупного художника всегда присутствуют «белые пятна» неизу ченного и неизвестного, и чем значительней его личность, тем их больше. Так и в судь бе Георгия Андреевича Вяткина. Однако и то, что стало известно, что неожиданно так сплелось, надо думать, забвению не подле жит. Г. ВЯТКИН «НА ВСЕХ ПЕРЕКРЕСТКАХ ДОРОГ...» В ПОЛЬШЕ Здесь у всех деревень — там, где ширится въезд, — Изваянье Мадонны иль крест. Здесь — Распятия на всех перекрестках дорог. И на каждом распятьи венок. Но теперь, в эти дни, в шуме тягостных битв, Что слова вдохновенных молитв! Только пушки грохочут и ночью и днем, Все губя смертоносным огнем. Встань на холм и взгляни. Ах, отсюда страна, как сплошная Голгофа, видна, И на каждом кресте снова распят Христос Над потоками крови и слез! Ежемесячный, журнал, 1915, Лг 4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2