Сибирские Огни № 002 - 1991
Недавно нам сообщили из областного ар хива Новосибирска, поскольку последние го ды жизни он жил и работал в этом городе, что материалы Г. А. Вяткина отсутствуют. Поиск документов архива редакции харь ковской газеты «Утро», к сожалению, также не дал положительных результатов. И все же частичный ответ о содержании блоков ского письма в адрес Вяткина был обнару жен: 25 декабря 1914 г. харьковчане прочи тали в газете «Утро» т р и стихотворения А. Блока, и нет сомнения, что это событие взаимосвязано с его дневниковой записью о «заказном письме в Харьков». Очевидно, на имя Г. Вяткина для рождественского номе ра газеты Блоком были высланы три ранее нигде не публиковавшиеся его стихотворе ния. В этом же номере были напечатаны и стихи В. Брюсова, а также рассказ самого Г. Вяткина, причем имевший посвящение ре дактору харьковской газеты Варваре Андре евне Моисеенко. Это обстоятельство указы вает на глубокие дружеские контакты си бирского поэта с харьковчанами. Перу Г. Вяткина принадлежат и отклики на сбор ники «писателей-харьковцев» — его совре менников. В конце января 1915 г. Георгий Вяткин уедет из Харькова, но его публикации в га зете «Утро» будут продолжаться еще не сколько месяцев. Так появляется его сти хотворение цикла «из новых песен», кото рое он не включит в очередную книгу сти хотворений: В тебе живет душа фиалки, И не однажды в поздний час Я погружал больное сердце В зеленый сумрак милых глаз. Я истомлен дорогой трудной По скалам, кручам и пескам — И было сладко, было больно Примкнуть мне к синим лепесткам. И вот опять иду пустыней, Тоскою новою дыша... Но не со мной ли в час печали Твоя весенняя душа? 27 января того же года Вяткин напеча тал краткий обзор новинок об искусстве и подробно остановился на сборниках О. Ро дена и Р. Тепфера о прекрасном в искусст ве. Обращают внимание суждения рецензен та о месте поэзии в жизни современного чи тателя: «Р. Тепфер утверждает, что «человек без поэзии может быть порядочным, честным, работающим, деятельным, отличным семья нином, но и душа, и сердце — все мысли ег0 — низкого роста». Цель художника — поднять этот рост, возвысить человека до достойного его уровня, научить избегать его пошлости и скуки... Моя задача: хочу обра тить внимание читателей на книги, выделить их из новинок литературного рынка, зава ленного всякой мелочью и хламом». Это убеждение Г. Вяткина находится в органичном согласии с его собственными поэтическими пробами пера. К слову сказать, эта публикация была отправлена им в Харьков из Москвы, а сле дующая уже помечена Петроградом, куда он приехал 30 января 1915 г. Одним из первых, кого он посетил, был А Блок, который в тот же день записал: «У меня Георгий Андреевич Вяткин». В записи угадывается нечто зашифрованное и памят ное. Георгий Вяткин был всего на пять лет младше Блока, и в сущности оба принадле жали к одному поколению творческой ин теллигенции России. А. Блок писал о своем поколении: «Мы — дети страшных лет Рос сии». Г. Вяткин по праву мог подписаться под этими словами. В дальнейшем он уви дел лицо России не только в годы граждан ской войны, но и в суровые, тяжкие трид цатые годы. Уже в первом своем поэтическом сборни ке, трезво глядя на свое поколение, он на писал: Нет, мне не жаль, что наши речи Умрут бесследно и навек. Мы — не пророки, мы — предтечи, Пред тем, чье имя — «Человек». Мы — только бледные намеки На тех, которые придут, И неразгаданные строки, Как откровения, прочтут. Как и А. Блок, Г. Вяткин бесстрашно смотрел в глаза жизни, не отворачивая ли ца. В 1915 г. один за другим выходили аль манахи и сборники, посвященные жертвам войны 1914 г. На страницах «Невского альманаха» имена А. Блока и Г. Вяткина со седствуют, как до этого соседствовали в сборнике «Памяти В. Ф. Комиссаржевской» (Пб, 1911), который объединил всех, кому был дорог чудесный и редкий дар великой русской актрисы. А в «Невском альманахе» Г. Вяткин напечатал «Северную балладу», причем ранее это стихотворение было опуб ликовано на страницах газеты «Утро» еще в ноябре 1914 г. Оно заканчивалось словами: «Разве надо жалеть/,/ — И о ком иль о чем?// Если ветер играет плащом,// Если новый широкий и мощный прибой// Призы вает на праведный бой?» Интонации прямо го вопроса как бы приближали читателя к автору. Г. Вяткин трепетно внимал всему новому в поэзии и, конечно же, тем нова циям, какие были внесены поэтическим ге нием А. Блока. И тематически, и интонаци онно отдельные стихи раннего Г. Вяткина перекликаются с настроениями и темами зре лой лирики третьего тома А. Блока. Вслед за «Невским альманахом» в Моск ве в конце того же года из печати вышел сборник под названием «Клич. День печа ти». Весь сбор от этого издания предназна чался жертвам войны, а его участниками и авторами были лучшие литературные силы России, весь цвет отечественной литерату ры. Одним из редакторов был И. Бунин. И не удивительно, что в этом издании снова участвовали и Г. Вяткин, и А. Блок. Сибир ский поэт опубликовал стихотворение «Про щание», которое во многом перекликается со стихотворением А. Блока «Петербург ское небо мутилось дождем». Жуток, темен город молчаливый, Черный ветер бродит, как слепой. Шарит стены, пробует затворы. Хлещет в окна снежною крупой. Вспоминаю свет и шум вокзала, Гул вагонов, жесткий стук колес. И звонок, и суету, и слезы— Сколько лиц и взоров, сколько слез; Расставаясь, деланно бодрился, Говорил ненужные слова, И глядел на белые косынки, И на красный крест на рукаве. И когда ушел и скрылся поезд, И настало время уходить, Вспомнил я с тревогой и печалью, Что забыл тебя перекрестить. Стихотворение во многом, по-видимому, автобиографично, поскольку, судя по назва ниям некоторых харьковских публикаций Г. Вяткина, явствует, что он в качестве во
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2