Сибирские Огни № 002 - 1991
цензента привлекли и поэтические пробы на чинающего автора, и посвящение, сделан ное в начале сборника. Вяткин посвятил свою первую книгу известному поэту-народ- нику Петру Якубовичу, вписавшему яркую страницу и в отечественную литературу, и в историю освободительного движения Рос сии. Это посвящение не было случайностью, поскольку сам Вяткин признавался позже в письме к В. Д. Бонч-Бруевичу: «По убежде ниям,—писал он,—я — человек беспартий ный, но тяготею к направлению, выражен ному «Русским богатством». Он был ближе всего к народничеству и неонародникам, что заметно сказалось и на его идейно-эстетиче ских исканиях. Для творческого портрета Вяткина нема ловажное значение имеет и другое его при знание. Он писал: «Всегда тяготел к реализ му. Литературные влияния шли в следую щем порядке: в ранней юности — Надсон и Якубович, несколько позднее Достоевский и Бальмонт, в более зрелые годы Пушкин, Че хов и Александр Блок, после революции М. Горький и Р. Роллан». В 1909 г. было напечатано второе издание «Грез Севера» с подзаголовком «Думы, на строения, сказки». В предисловии автор объяснял читателю: «Грезы Севера» — это затаенные порывания из вечных сумерек в сияющую голубую вышину, к воле, солнцу, к ласковой и радостной красоте. Это — ти хий гимн человеческому страданию, кото рый по острым терниям непрестанно возво дит нас на вершины жизни. В часы таких вечерних раздумий, в часы грусти и одино чества — грезы Севера да вливаются в ва ше сердце». Вступление свидетельствовало, что перед читателем — чистейшей воды ли рик. Горький, прочитав книгу, написал авто ру: «Вы еще не самостоятельны, Вы как будто еще не решаетесь пойти собственным путем; на Ваших стихах чувствуется влия ние Бальмонта и порою Вы все внимание устремляете на музыкальность и звучность, но ведь что такое Бальмонт? Это — коло кольня, высокая и узорчатая, а колокола на ней все маленькие... не пора ли зазвонить в большие?» Георгий Вяткин в ранних своих стихотво рениях тяготел также и к символике Алек сандра Блока. Достаточно вспомнить стро ки: «Кто влюблен в красоту вдохновений, кто познал лучезарные сны — чутко ждите иных откровений неизведанно-новой весны» и затем: «Я грущу о солнце жизни, я гру щу о красоте, я глубоко, страстно верю рас цветающей весне...». И разве эти строки Вяткина не перекли каются со знаменитыми признаниями Алек сандра Блока, написанными в то же самое время: «О, я хочу безумно жить! Все сущее _ увековечить, безличное — очеловечить, несбывшееся — воплотить...». Лирические герои обоих поэтов стремились выразить идеи жизнелюбия и жизнестойкости. За под ражанием далеко не сразу определились контуры поэтической самобытности и ориги нальности музы Георгия Вяткина. Но на всегда основным пафосом его лирики оста нется жизнеутверждение. В одной из лирических зарисовок, опубли кованных им на страницах харьковской га зеты «Утро», можно прочитать: «Душа каж дого человека — дочь Бога, безгрешная и прекрасная, как голубое небо. Но с первых же дней жизни она попадает в плен пошло сти и томится в этом плену без конца, лишь изредка пытаясь расправить крылья и под няться над суетой и мелочностью будней». Поэт был убежден, что буквально каждый обязан «носить в себе голубую радость и звездный свет...». Этим словам вторят строки его своеобраз ного поэтического манифеста под названием «Верую!», где он утверждал: «Верую! Ве рую в радость и счастье для всех! Верую: силой твоей, Человек, Жизнь безотрадную, пошлую, серую Преобразишь ты навек. Ве рую!» Значительным оказался в жизни молодо го поэта 1912-й год — выход в свет второй поэтической книги «Под северным солнцем», многочисленные публикации в столичных, а не только местных периодических изданиях, но, пожалуй, главное — это премия на все российском литературном конкурсе в Моск ве за рассказ «Праздник». Как новеллист, Вяткин был удостоен почетной премии име ни Н. В. Гоголя, и это его ко многому обя зывало. Осенью 1912 г. он как корреспон дент газеты «Сибирская жизнь» присутство вал на юбилее, посвященном двадцатипяти летию литературной деятельности Ивана Бунина. Свою статью, напечатанную в пред дверии юбилея на страницах «Сибирской жизни», Вяткин заканчивал словами: «...вставшая над горизонтом звезда Бунина уже горит светом бессмертия». От имени литераторов Сибири он выступил на юбилее с теплыми словами приветствия. Он сказал: «Мне радостно сказать Вам, Иван Алексе евич, что молодая сибирская литература верна тому здоровому светлому течению, та лантливейшим представителем которого яв ляетесь Вы». В последующие годы они состояли в дру жеской переписке, нередко участвовали в организации и издании одних и тех же аль манахов и сборников. К слову сказать, еще до личного знакомства и с Александром Блоком имя Вяткина не раз соседствовало с именем прославленного поэта на страни цах журналов и сборников. Оба к моменту личной встречи были уже вполне сформиро вавшимися художниками, знавшими друг о друге. Обнаруженные нами письма Г. А. Вяткина к И. А. Бунину, датированные 1914—1915 гг., позволили найти ответ на первоначальный вопрос: отчего Александр Блок адресовал свое письмо сибирскому поэту именно в... Харьков. Вяткин родился в Омске, учился и прошел первую суровую школу литератур ного труда в Томске, когда работал кор ректором, репортером, фельетонистом и ли тературным поденщиком в газете «Сибир ская жизнь» (этот опыт не прошел для него бесследно). Ранней весной 1914 г. он уехал из Томска и почти год прожил в Харькове. Обилие его выступлений в харьковской прессе в 1914—1915 гг. поражает своим жанровым разнообразием: рецензии на кни ги и сборники, театральные отклики на спектакли, ведение раздела «новости лите ратуры и искусства», собственные лириче ские зарисовки в прозе, критические статьи по поводу памятных дат в истории культу ры и литературы, путевые репортажи и, на конец, стихи.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2