Сибирские Огни № 002 - 1991
ше и Зинджирли. Что же там происходило эти пятьсот лет? Как хеттам удалось сохранить свою культуру в относительной неприко сновенности в ту бурлящую эпоху, когда Хаттуса, их северная столи ца, находилась в руках у ассирийцев? Изучению именно этой про блемы я посвятил десять лет своей жизни- Я всегда полагал, что ключ к окончательной разгадке лежит, видимо, глубоко под землей, в недрах Черной Горы (явили же на свет глубокие раскопки богазкёйского кургана захоронения высоко развитой цивилизации, существовавшей на тысячу лет раньше хет тов). Те раскопки 1987 года, которыми я руководил, действительно увенчались обнаружением странных базальтовых фигурок, рази тельно отличающихся по форме от статуэток хеттов, попадавшихся в поверхностном слое, — знаменитых быков, львов и крылатых сфинк сов. Наши находки по форме были плоскими и угловатыми, в них было что-то варварское, и вместе с тем, по своему виду они не похо дили на африканские скульптурные изображения, с какими их под час сравнивали. Клинопись на тех фигурках была определенно хет- тской, не финикийской и не ассирийской. Кстати, если бы не это, я бы подумал, что эти фигурки явились к нам совсем из другой куль туры. Сами по себе иероглифы представляли собой иного рода слож ность. Наши представления о хеттском языке в значительной мере расширились благодаря исследованиям Хрозного, но все равно про блем здесь существует множество. Загадки, как правило, возникают при чтении текстов, связанных с религиозными обрядами (представь те, как бы какой-нибудь археолог из далекого будушего ломал себе голову над листком с католической мессой, где изображены крест и странные аббревиатуры). Учитывая это, мы предположили, что кли нопись на базальтовых фигурках, должно быть, имеет отношение ис ключительно к религиозному ритуалу, поскольку примерно семьде сят процентов их содержания было нам неизвестно. Вот то немногое, что нам удалось разобрать: «Перед (или под) Питканой жили Вели кие Старые», и еще: «Тудхалия чтил Абхота Темного». Клинопись «темный» у хеттов могла означать также «черный» (он же «нечи стый», он же «неприкасаемый» — в том значении, в каком оно фигу рирует в индуизме). Мои находки вызвали широкие пересуды в кругах археологов. Сам я вначале придерживался мнения, что фигурки являют собой образцы другой, протохеттской культуры (от нее потом пошли хет ты), которая значительно отличается от обнаруженной нами в Богаз- кёе и от которой хетты впоследствии переняли свою клинопись. Пит- кана был одним из самых древних хеттских правителей, царствовав ших приблизительно в 1900 г. до н. э. («Под» могло означать также, что их надгробия находились под захоронениями хеттов, как в Бо- газкёе.) Что касается ссылки на Тудхалию, другого хеттского прави теля (примерно XVII век до н. э.), то из нее опять же напрашивался вывод, что хетты унаследовали некоторые религиозные обряды у протохеттов, для кого «Абхот Темный» (или «нечистый») являлся божеством. Еще раз оговорюсь: так я считал вначале — что хетты переняли отдельные элементы культа от своих предшественников, обитавших на Каратепе; отсюда и надписи, сделанные на протохеттских стату этках. Но чем тщательнее я взвешивал в уме свидетельства (будет излишне сложным расписывать их здесь во всей подробности), тем больше склонялся к мысли, что эти фигурки помогают истолковать, каким образом оазису культуры Каратепе удалось так долго просу ществовать после падения Хеттской империи. Какая сила бывает спо собна удерживать завоевателя от вторжения столь длительный срок? Нет, в данном случае не сила оружия: находки Каратепе свидетель ствуют о наличии художественной, а не военной культуры. Обыкно венное безразличие? Но чем оно могло быть вызвано, такое безраз личие? Через Каратепе, Зинджирли и Каркемиш пролегал путь на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2