Сибирские Огни № 002 - 1991

ше и Зинджирли. Что же там происходило эти пятьсот лет? Как хеттам удалось сохранить свою культуру в относительной неприко­ сновенности в ту бурлящую эпоху, когда Хаттуса, их северная столи­ ца, находилась в руках у ассирийцев? Изучению именно этой про­ блемы я посвятил десять лет своей жизни- Я всегда полагал, что ключ к окончательной разгадке лежит, видимо, глубоко под землей, в недрах Черной Горы (явили же на свет глубокие раскопки богазкёйского кургана захоронения высоко­ развитой цивилизации, существовавшей на тысячу лет раньше хет­ тов). Те раскопки 1987 года, которыми я руководил, действительно увенчались обнаружением странных базальтовых фигурок, рази­ тельно отличающихся по форме от статуэток хеттов, попадавшихся в поверхностном слое, — знаменитых быков, львов и крылатых сфинк­ сов. Наши находки по форме были плоскими и угловатыми, в них было что-то варварское, и вместе с тем, по своему виду они не похо­ дили на африканские скульптурные изображения, с какими их под­ час сравнивали. Клинопись на тех фигурках была определенно хет- тской, не финикийской и не ассирийской. Кстати, если бы не это, я бы подумал, что эти фигурки явились к нам совсем из другой куль­ туры. Сами по себе иероглифы представляли собой иного рода слож­ ность. Наши представления о хеттском языке в значительной мере расширились благодаря исследованиям Хрозного, но все равно про­ блем здесь существует множество. Загадки, как правило, возникают при чтении текстов, связанных с религиозными обрядами (представь­ те, как бы какой-нибудь археолог из далекого будушего ломал себе голову над листком с католической мессой, где изображены крест и странные аббревиатуры). Учитывая это, мы предположили, что кли­ нопись на базальтовых фигурках, должно быть, имеет отношение ис­ ключительно к религиозному ритуалу, поскольку примерно семьде­ сят процентов их содержания было нам неизвестно. Вот то немногое, что нам удалось разобрать: «Перед (или под) Питканой жили Вели­ кие Старые», и еще: «Тудхалия чтил Абхота Темного». Клинопись «темный» у хеттов могла означать также «черный» (он же «нечи­ стый», он же «неприкасаемый» — в том значении, в каком оно фигу­ рирует в индуизме). Мои находки вызвали широкие пересуды в кругах археологов. Сам я вначале придерживался мнения, что фигурки являют собой образцы другой, протохеттской культуры (от нее потом пошли хет­ ты), которая значительно отличается от обнаруженной нами в Богаз- кёе и от которой хетты впоследствии переняли свою клинопись. Пит- кана был одним из самых древних хеттских правителей, царствовав­ ших приблизительно в 1900 г. до н. э. («Под» могло означать также, что их надгробия находились под захоронениями хеттов, как в Бо- газкёе.) Что касается ссылки на Тудхалию, другого хеттского прави­ теля (примерно XVII век до н. э.), то из нее опять же напрашивался вывод, что хетты унаследовали некоторые религиозные обряды у протохеттов, для кого «Абхот Темный» (или «нечистый») являлся божеством. Еще раз оговорюсь: так я считал вначале — что хетты переняли отдельные элементы культа от своих предшественников, обитавших на Каратепе; отсюда и надписи, сделанные на протохеттских стату­ этках. Но чем тщательнее я взвешивал в уме свидетельства (будет излишне сложным расписывать их здесь во всей подробности), тем больше склонялся к мысли, что эти фигурки помогают истолковать, каким образом оазису культуры Каратепе удалось так долго просу­ ществовать после падения Хеттской империи. Какая сила бывает спо­ собна удерживать завоевателя от вторжения столь длительный срок? Нет, в данном случае не сила оружия: находки Каратепе свидетель­ ствуют о наличии художественной, а не военной культуры. Обыкно­ венное безразличие? Но чем оно могло быть вызвано, такое безраз­ личие? Через Каратепе, Зинджирли и Каркемиш пролегал путь на

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2