Сибирские Огни № 002 - 1991
известные, которые по своему состоянию достойны бы лучшей уча сти и памяти. Если закон есть порука благосостояния обществ, если история есть подруга закона и обвинительница у потомства, то важные нарушите ли общественного покоя вечно будут призываемы пред народное зер цало возрождающихся поколений. Кто-то сказал, что погребаемые в Якутске остаются до страшного суда в таком виде, в каком хоронят ся. Вельможи или мужи меча, заточенные в нее и давно забытые в России, отмщаются здесь и по смерти печальною известностию. И город, видевший великана злополучного, и архив, в котором хранит ся статейный список, не позволяют умереть ему, действуя заодно с обнародованным приговором правительства. Таким образом, проходя историю страны под руководством письмен государственных, мы не вольно встречаемся с лицами, злоумышлявшими против верховной власти или державы, во свидетельство силы закона. При царе Алексее были разосланы в 1873 г. по городам Сибири до Якутска и Селенгинска (29) обличенные в соумышленничестве с изменником Дорошенком, как-то: запорожский гетман Демка Игна тов Многогрешный и его чиновные соучастники из малороссиян, во ронежцев и астраханцев. Мы видели уже, что, в бытность окольни чего Головина, Дамьян Многогрешный, в звании селенгинского сына боярского, употреблялся в конных сшибках против монголов. В 1688 г. привезен в Тобольск бывший малороссийский гетман Самойлович с сыном, которого велено отлучить в Енисейск. Если в самом деле он не виноват в безуспешности Крымского похода и в по дозреваемой измене российскому престолу, то можно ли оправдать его в присвоении родственникам своим почетных должностей и в продаже остальных в денежные руки? В старости, в разлуке с сы ном и семейством, он получал для своего содержания по 30 алтын на день. Ненасытный человек, для чего столь тяжкие опыты нужны тебе и мне, чтобы увериться, какой малости довольно для здоровья и здравого духа? В 1697 г. (20 марта) лишенный степени боярства Матвей Пушкин сослан с семьею в Енисейск за участие в стрелецком бунте. Ему (как замечено в VI главе под статьею духовенства) хотелось оплакивать свою участь в особом монастыре и молиться в особом храме, но для внутреннего раскаяния и общенародный храм Голгофа, и кедровая дебрь — как храм для молитвенного духа. Всякое место свято у Бо га; Бог беседует с человеком пламенно, даже в репейном кусту*. Еще в I периоде мы слышали, с которых пор начали отсылаться колодники в Сибирь, но не ранее 1696 г. (21 января) обращено вни мание на порядок препровождения. Тогда только установлено давать им проводников, кормовые деньги, и в Верхотурье сделать острог для их помещения. Облегчим невеселые мысли утешною вестию. Полковник Палей, гроза и молния заднепрская, Палей, года за четыре сосланный в Енисейск по проискам Мазепы, в 1708 г. возвращается из Сибири под Полтаву. Торжество свободы сладко, сладко и чувство мщения, но чувство кроткое, если чаша горести выпита без упрека и с покорностию, сла ще всякого торжества на счетах опыта. Самолюбие упивается радо- стию и опять жаждет, но сердце испытанное празднует в себе самом независимо, безусловно. Палей ищет глазами Мазепу. 7. Сыны Сибири! Слышите ли вы в душах своих этот грохот, вс отдающийся от громов Полтавской битвы? Вы должны его слышать, потому что ваши предки участвовали на великом позорище победы и видели, как грозными редутами Петровыми раздирались ряды гор дого неприятеля. Петр, со дня сего Великий, завещал на возвышен ной Полтавской равнине воздвигнуть памятник, достойный славы * Исхода III, 2—4.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2