Сибирские Огни № 002 - 1991
поясняют характера. Характер народа, грубого или образованного, есть беглый почерк головы и сердца, всякому не чуждый и никому в особенности не принадлежащий, потому что у каждого есть своя резкая особливость против общего оттиска. Это стиль кисти такой-то школы с бесчисленными отменитостями. Можно бы доказать из летописи и законов, что отличительное свойство сибиряков во II периоде состояло в буйственной дерзости и в жестокости, если бы предмет был особенной важности. Вот два примера! В 1679 г. при пасхальном служении новоприбывшего мит рополита Павла вместо прежнего: смертию наступи на смерть, пев чие пели: смертию смерть поправ; и три старика пошли за преосвя щенным, кричали с негодованием и называли его латинщиком. Ра зумеется, что они схвачены; но набожность, суеверие, самое невеже ство и все подобные имена, на которые можно бы складывать вину, удовольствовались бы домашним выражением негодования или сом нения или пожелали бы услышать изъяснение в приличное время, если бы в буйственной дерзости не полагались на общее одобрение. Припомните теперь поступок сибирских крестьян над гонцом, ехав шим к контайше; они, как худые люди, могли ограбить его, но вы сечь жестоко, по примеру красноярского воеводы, есть пятно нрав ственной дерзости и жестокосердия. Не следует ли заключить по доброй логике, что сибирский ха рактер, какой тогда выражался в быту житейском, есть наследство, доставшееся от первых пришельцев с винтовкою, наследство, кото рое делили все, от промышленника до поселянина, от казака до вое воды? Сколько было следствий, в нашем сочинении умолчанных, и следствий тяжких над воеводами Средней и Восточной Сибири! 5. Сибирские насельники русского происхождения делятся на два отдела: свободных и податных. К отделу свободных принадлежат три состояния: духовенство, должностные трех степеней до приказного включительно и казаки служащие, под именем которых разумеются разные воинские люди, как не раз уже было поясняемо. Сии состояния, свободные от народ ной подати и рекрутства, служили стране христианским назидани ем, правлением и утверждением законного порядка. Они распростра няли свое влияние на всю Сибирь христианскую и языческую, и раз мещались от Верхотурья до Нерчинска и Анадырска, не исключая и Камчатки. Итог свободного отдела, к концу II периода, выводится в 21 831 м[ужского] п[ола], а число казаков, за исключением 3 полков, Бейтоном и окольничим Головиным увлеченных за Байкал, где они вымерли беспотомственно, и за исключением 4-й части, погибшей раз нообразно на службе северо-восточной, числится свыше 14 000 и это т а х ш и т , какого никогда не бывало. Надобно повторить, что казаки, атаманы и боярские дети, которые происходили из податного состоя ния, не освобождались от податей. Казаки были конные и пешие. Те и другие, как запомнят по старым делопроизводст- вам, еще назывались беломестными и черноместными. Линейные стали присвоивать это название около 1740-х годов. Беломестные служили поочередно в городах и острогах и в свободную неделю жили в участках земли, по их прошениям отводимых за жалованье хлебное, с лугами для по косов, если были из числа конных. От участков земли, как не подлежавших оброку, казаки присвоили имя беломестных, из подражания русским беломестцам. Но бессе мейные, не просившие земли, получали вещественно по 24 пуда годового хлебного жалованья. Денежного жалованья производилось конному с фуражом 706 к., пеше му 440 к., и этот оклад продолжался в XVIII веке, но во сколько был меньше в пер вых двух периодах, остается вопросом. Черноместными слыли казаки: а) из податных состояний, добровольно записавшиеся в служивое сословие, без исключения из подушного оклада; б) дети или внуки отстав ных, поселившиеся в деревнях без службы и после зачисленные в службу, без освобож дения от подушного оклада, в какой попали по деревенскому житью; и в) выписные с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2