Сибирские Огни № 002 - 1991

поясняют характера. Характер народа, грубого или образованного, есть беглый почерк головы и сердца, всякому не чуждый и никому в особенности не принадлежащий, потому что у каждого есть своя резкая особливость против общего оттиска. Это стиль кисти такой-то школы с бесчисленными отменитостями. Можно бы доказать из летописи и законов, что отличительное свойство сибиряков во II периоде состояло в буйственной дерзости и в жестокости, если бы предмет был особенной важности. Вот два примера! В 1679 г. при пасхальном служении новоприбывшего мит­ рополита Павла вместо прежнего: смертию наступи на смерть, пев­ чие пели: смертию смерть поправ; и три старика пошли за преосвя­ щенным, кричали с негодованием и называли его латинщиком. Ра­ зумеется, что они схвачены; но набожность, суеверие, самое невеже­ ство и все подобные имена, на которые можно бы складывать вину, удовольствовались бы домашним выражением негодования или сом­ нения или пожелали бы услышать изъяснение в приличное время, если бы в буйственной дерзости не полагались на общее одобрение. Припомните теперь поступок сибирских крестьян над гонцом, ехав­ шим к контайше; они, как худые люди, могли ограбить его, но вы­ сечь жестоко, по примеру красноярского воеводы, есть пятно нрав­ ственной дерзости и жестокосердия. Не следует ли заключить по доброй логике, что сибирский ха­ рактер, какой тогда выражался в быту житейском, есть наследство, доставшееся от первых пришельцев с винтовкою, наследство, кото­ рое делили все, от промышленника до поселянина, от казака до вое­ воды? Сколько было следствий, в нашем сочинении умолчанных, и следствий тяжких над воеводами Средней и Восточной Сибири! 5. Сибирские насельники русского происхождения делятся на два отдела: свободных и податных. К отделу свободных принадлежат три состояния: духовенство, должностные трех степеней до приказного включительно и казаки служащие, под именем которых разумеются разные воинские люди, как не раз уже было поясняемо. Сии состояния, свободные от народ­ ной подати и рекрутства, служили стране христианским назидани­ ем, правлением и утверждением законного порядка. Они распростра­ няли свое влияние на всю Сибирь христианскую и языческую, и раз­ мещались от Верхотурья до Нерчинска и Анадырска, не исключая и Камчатки. Итог свободного отдела, к концу II периода, выводится в 21 831 м[ужского] п[ола], а число казаков, за исключением 3 полков, Бейтоном и окольничим Головиным увлеченных за Байкал, где они вымерли беспотомственно, и за исключением 4-й части, погибшей раз­ нообразно на службе северо-восточной, числится свыше 14 000 и это т а х ш и т , какого никогда не бывало. Надобно повторить, что казаки, атаманы и боярские дети, которые происходили из податного состоя­ ния, не освобождались от податей. Казаки были конные и пешие. Те и другие, как запомнят по старым делопроизводст- вам, еще назывались беломестными и черноместными. Линейные стали присвоивать это название около 1740-х годов. Беломестные служили поочередно в городах и острогах и в свободную неделю жили в участках земли, по их прошениям отводимых за жалованье хлебное, с лугами для по­ косов, если были из числа конных. От участков земли, как не подлежавших оброку, казаки присвоили имя беломестных, из подражания русским беломестцам. Но бессе­ мейные, не просившие земли, получали вещественно по 24 пуда годового хлебного жалованья. Денежного жалованья производилось конному с фуражом 706 к., пеше­ му 440 к., и этот оклад продолжался в XVIII веке, но во сколько был меньше в пер­ вых двух периодах, остается вопросом. Черноместными слыли казаки: а) из податных состояний, добровольно записавшиеся в служивое сословие, без исключения из подушного оклада; б) дети или внуки отстав­ ных, поселившиеся в деревнях без службы и после зачисленные в службу, без освобож­ дения от подушного оклада, в какой попали по деревенскому житью; и в) выписные с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2