Сибирские Огни № 002 - 1991

Я почувствовал себя счастливым от мысли, что когда-нибудь в на­ шем доме на Земле будет кто-то «старший». С той самой поры, как в восемнадцатом веке «Бог умер», человек испытывал чувство, что он одинок в пустой Вселенной, и нет смысла сиротливо взирать в небеса, уповая на чью-то помощь. Он оказался в положении ребенка, который, проснувшись поутру, узнает, что отец у него умер и ему теперь самому придется взять на себя обязанности главы семьи. Это чувство сиротст­ ва, безусловно, одно из самых тяжких психологических потрясений, какие только доводится пережить. Мы все помним школьные свои годы, когда усердный труд тотчас окупался наградами, призами в конце полугодия, похвалой директора, благорасположенностью стар­ ших наставников. Но вот мы уходим из школы, и «над нами» никого не остается. Мы предоставлены самим себе (должен признаться, пер­ вое время после школы я соблазнялся мыслью пойти в армию, прос­ то из чувства, что там «надо мной» кто-то будет, что я опять буду не один). Й возникает странное чувство бессмысленности всего, что бы ты ни делал. Вот что, совершенно очевидно, лежит за «моральным банкротством» двадцатого века. А теперь этому пришел конец. Е с т ь силы более могучие, чем те, что у человека, — силы, на которые мы можем равняться, глядя снизу вверх. Жизнь вновь обретала осмысленность, пустота снова за­ полнялась... Человечество опять может вернуться в школу. Да поче­ му бы и нет, если оно в основном состоит из школьников? Райх со мной не согласился. Он спросил: — А тебе не кажется, что это должна быть н а ш а работа? — Нет, — ответил я. — Я бы лучше учился, чем поучал. В этом месте в беседу вмешался Остин, сказав: — Я согласен с Райхом. Ничто не может быть так опасно для человечества, как упование, что с его делами за него управятся сверх­ люди. Что касается меня, то я полагаю, это и есть та причина, по кото­ рой Остин отказался от помощи «полиции космоса». Думаю, это также причина того, почему он решил, что настало время ему самому ис­ чезнуть — исчезнуть так, чтобы человечество никогда не могло быть уверено в его смерти. И поскольку все наверняка идет к тому, что новые свидетельства вряд ли когда-либо появятся, нам не остается ничего иного, как от­ крыто высказать все, что мы думаем на этот счет. Перевод с английского А. ШАВРИНА П Р И М Е Ч А Н И Я Август Уильям Дерлет (1909—1971) — американский писатель-фантаст, состави­ тель и редактор сборников научно-фантастических произведений. Бертран Рассел (1872—1970 ) — английский философ и общественный деятель. Эдмунд Гуссерль (1859—1938) — немецкий философ-идеалист, основатель метафи­ зического учения феноменологии. Психоаналитический метод Авраама Маслова (род. 1908), американского психолога. Египетская «Книга мертвых» — религиозные тексты, клавшиеся древними египтя­ нами в гробницы умерших. Олдос Хаксли (1894—1963) — английский писатель. Рене Дюмаль (1908—1944) — французский эссеист, интересовавшийся вопросами функционирования подсознания. Чжуан-Цзы (ок. 369—268 до н. э.) — китайский философ, один из основателей даосизма. Гаррис — один из Гебридских островов (архипелаг в Атлантическом океане, вхо­ дит в состав Великобритании). Богазкёе — город близ столицы Турции Анкары, где сохранились остатки Хаттусы, столицы Хеттского царства. Каратепе — Черная Гора; находится в Турции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2