Сибирские Огни № 002 - 1991
Я почувствовал себя счастливым от мысли, что когда-нибудь в на шем доме на Земле будет кто-то «старший». С той самой поры, как в восемнадцатом веке «Бог умер», человек испытывал чувство, что он одинок в пустой Вселенной, и нет смысла сиротливо взирать в небеса, уповая на чью-то помощь. Он оказался в положении ребенка, который, проснувшись поутру, узнает, что отец у него умер и ему теперь самому придется взять на себя обязанности главы семьи. Это чувство сиротст ва, безусловно, одно из самых тяжких психологических потрясений, какие только доводится пережить. Мы все помним школьные свои годы, когда усердный труд тотчас окупался наградами, призами в конце полугодия, похвалой директора, благорасположенностью стар ших наставников. Но вот мы уходим из школы, и «над нами» никого не остается. Мы предоставлены самим себе (должен признаться, пер вое время после школы я соблазнялся мыслью пойти в армию, прос то из чувства, что там «надо мной» кто-то будет, что я опять буду не один). Й возникает странное чувство бессмысленности всего, что бы ты ни делал. Вот что, совершенно очевидно, лежит за «моральным банкротством» двадцатого века. А теперь этому пришел конец. Е с т ь силы более могучие, чем те, что у человека, — силы, на которые мы можем равняться, глядя снизу вверх. Жизнь вновь обретала осмысленность, пустота снова за полнялась... Человечество опять может вернуться в школу. Да поче му бы и нет, если оно в основном состоит из школьников? Райх со мной не согласился. Он спросил: — А тебе не кажется, что это должна быть н а ш а работа? — Нет, — ответил я. — Я бы лучше учился, чем поучал. В этом месте в беседу вмешался Остин, сказав: — Я согласен с Райхом. Ничто не может быть так опасно для человечества, как упование, что с его делами за него управятся сверх люди. Что касается меня, то я полагаю, это и есть та причина, по кото рой Остин отказался от помощи «полиции космоса». Думаю, это также причина того, почему он решил, что настало время ему самому ис чезнуть — исчезнуть так, чтобы человечество никогда не могло быть уверено в его смерти. И поскольку все наверняка идет к тому, что новые свидетельства вряд ли когда-либо появятся, нам не остается ничего иного, как от крыто высказать все, что мы думаем на этот счет. Перевод с английского А. ШАВРИНА П Р И М Е Ч А Н И Я Август Уильям Дерлет (1909—1971) — американский писатель-фантаст, состави тель и редактор сборников научно-фантастических произведений. Бертран Рассел (1872—1970 ) — английский философ и общественный деятель. Эдмунд Гуссерль (1859—1938) — немецкий философ-идеалист, основатель метафи зического учения феноменологии. Психоаналитический метод Авраама Маслова (род. 1908), американского психолога. Египетская «Книга мертвых» — религиозные тексты, клавшиеся древними египтя нами в гробницы умерших. Олдос Хаксли (1894—1963) — английский писатель. Рене Дюмаль (1908—1944) — французский эссеист, интересовавшийся вопросами функционирования подсознания. Чжуан-Цзы (ок. 369—268 до н. э.) — китайский философ, один из основателей даосизма. Гаррис — один из Гебридских островов (архипелаг в Атлантическом океане, вхо дит в состав Великобритании). Богазкёе — город близ столицы Турции Анкары, где сохранились остатки Хаттусы, столицы Хеттского царства. Каратепе — Черная Гора; находится в Турции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2