Сибирские Огни № 002 - 1991
бе пристальный взгляд какого-нибудь опасного существа. Это не продлилось и секунды, но все равно я передернул плечами как от озно ба. «Холодно?» — удивился Райх. Я помотал головой. И когда он, засмотревшись в окно на лежащую внизу освещенную улицу, сделал паузу, я неожиданно промолвил: «Послушать все это, так получает ся, что мы толком ничего и не знаем о человеческой жизни». «Знаем достаточно, чтобы жить себе да поживать, — веселым голосом от кликнулся Райх. — А на большее рассчитывать и не приходится». У меня же из головы все не шло то ощущение холода. Я сказал: «Все же цивилизация имеет какое-то сходство со сновидением. Ты вот представь: человек вдруг неожиданно просыпается. Ему, навер ное, одного этого уже хватит, чтобы наложить на себя руки». Перед глазами у меня стоял Карел Вайсман, и Райх это понял. «А как быть с останками ящеров — они что, тоже сон?» Действительно, такого моя теория не предусматривала. Но все равно я никак не мог избавиться от ощущения гнетущего холода, что, коснувшись, прочно во мне угнездилось. Более того, я теперь определенно ощущал страх. Я смутно чувствовал, что подсмотрел не что, от чего мне теперь не избавиться, что-то, к чему я неизбежно вынужден буду вернуться. Я понял, что вот-вот могу соскользнуть в состояние панического припадка. Я выпил полбутылки коньяка, од нако ощущал себя при этом пугающе трезвым, оцепенело сознавая, что опьянение в какой-то мере владеет моим телом, и в то же время опьянением это назвать нельзя. Пришедшая в голову мысль напол нила меня ужасом. Суть ее заключалась в том, что уровень само убийств возрастает по той причине, что тысячи людей, подобно мне, постепенно «пробуждаются» и, сознавая всю абсурдность своего су ществования, попросту обрывают мучения. Сон под названием «исто рия» близится к концу. Человечество уже начало пробуждаться. Ког да-нибудь оно проснется окончательно, и тогда самоубийство примет массовый характер. Эти мысли были настолько чудовищны, что мной стал овладе вать мрачный соблазн уйти к себе в комнату и полностью им пре даться. И все же я пересилил себя и поделился ими с Райхом. Не думаю, чтобы он до конца меня понял, но он уловил, что я нахо жусь в опасном состоянии, и со свойственным ему потаенным чутьем отыскал именно те слова, которые были необходимы, чтобы вернуть мне утраченное душевное равновесие. А говорить он стал о той уди вительной роли, которую играют в археологии совпадения; совпаде ния подчас невероятные даже для жанра фантастики. Он напомнил, как в сумасшедшей надежде найти глиняные таблички с окончанием эпоса о Гильгамеше отправился из Лондона Джордж Смит — и ведь нашел все-таки! Припомнил он и одинаково «невозможную» историю открытия Шлиманом Трои; и то, как Лэйард отыскал Нимруд — словно какая-то невидимая нить судьбы постепенно тянула их к этим открытиям. Я невольно согласился, что из всех наук археоло гия, пожалуй, в самой значительной мере заставляет человека пове рить в чудо. «Но если ты согласен с этой мыслью, — поспешил заключить Райх,— то ты безусловно должен согласиться и с тем, что ошибаешь ся, полагая, будто цивилизация — это какое-то видение или кош марный сон. Сновидение кажется логичным лишь до тех пор, пока длится сон. Стоит нам проснуться, и мы начинаем понимать, что в нем не было логики. Ты считаешь, что это иллюзии навязывают свою логику жизни — что ж, в таком случае истории с Лэйардом, Шлима ном, Смитом, Ролинсоном, Щампольоном, Боссертом в корне тебе противоречат. Эти истории действительно имели место. Все они дос конально подлинны, и совпадению в них отводится такое место, ка кое не рискнул бы дать в своем произведении ни один писатель-рома нист».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2