Сибирские Огни № 001 - 1991
Меня мучит это, не дает покоя. И мне хочется правды. Я заново учусь думать. И судить себя. Почему я так много, и так упорно, и так скучно твержу о солн це, о свете, о святом огне? Если я хочу сказать про что-то — это хорошо, я непременно скажу: солнце. Такая постоянная метафора. Солнечное, светлое, ог ненное. Какая глупость! Ведь я ненавижу солнечный свет. По мне лучше настольная лампа или сумерки с негромким мер цанием фонарей. В темноте, в полусвете (и даже — электрическом лучше) мне спокойнее. Утро. Я просыпаюсь. В окно бьет яркий свет, и мне хочется кри чать от отвращения. Утром мир безобразен. Безобразна моя пыльная комната, безобразны растрепанные книги, безобразны даже сосны за окном, про которые привык говорить, что — высокие, устремленные и прекрасные (так ли? а может быть, измученные ветром и снегом и хотящие умереть?). Умываясь, я смотрю на себя в зеркало и морщусь раздраженно — мне не нравится мое кислое лицо, оно кажется чудо вищно непропорциональным, недобрым, недостойным. Итак, хочется кричать. Я, как все люди, не помню своего рождения, но, наверное, кричал (все кричат) от ужаса, наверное, было страшно и неуютно ду ше от тюрьмы, в которую ее кто-то запер: из свободы, из полета, из единства — в муть и клетку. Вот и орал. Непосредственной натурой был. Теперь не ору. Научился не кричать, когда кричать хочется, и наоборот. Научился скрывать, лгать. «Молчи, скрывайся и таи...» Таю. От кого? Для кого? Брожу по кухне, готовя себе немудреный завтрак, хлопаю двер цей холодильника и шепчу гнусные слова. Они всегда облегчают. Нужно жить. Обычно я разживаюсь только к вечеру, привыкаю к тому, что — вокруг. В душе подсыхает, отступают слякоть и сы рость, я даже насвистываю веселые мелодии, а в голове иногда появ ляются игривые мысли. Утром — трудно. Я задергиваю плотные шторы и в полумраке усаживаюсь за стол. Книги. О мои милые, мои лживые спутники! Сколько раз вы да вали мне надежду в жизни, а потом бессовестно обманывали. Если быть логичным, давно пора сложить из вас большую кучу во дворе и устроить хорошенький средневековый костер. Но вот парадокс, я сно ва и снова открываю вас и верю, верю (безумство какое-то!) вам, как той, самой первой, которую прочитал шести лет от роду. Чтобы снова обмануться и снова затосковать смертельно. Я открываю первую книгу: «Существует прибежище, где нет ни земли, ни воды, ни света, ни воздуха; где нет ни бесконечности пространства, ни бесконечно сти разума; где нет ни представлений, ни отсутствия их; где нет ни этого мира, ни другого мира, ни солнца, ни луны. Это не проявление, не уничтожение, не постоянство, это не умирание и не рождение. Это существование без основы, без развития, без опоры. Это есть конец страданий». Я открываю другую книгу: «Дети бессмертного блага! Какое чудное имя, полное надежды. Позвольте мне назвать вас, братья, этим чудным именем наслед ники бессмертного блага; я отказываюсь назвать вас грешниками. Вы — дети Бога, участники бессмертного блага, святые и совершен ные существа. Вы, небесные существа на земле, грешники? Это грех назвать так человека. Это постыдное слово. Восстаньте, о львы, и стряхните с себя заблуждение, что вы — ягнята! Вы души бес смертные, духи свободные, вечные и благословенные! Вы не тела. Материя — ваш слуга, а не вы рабы материи!» 2 Сибирские огни № 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2