Сибирские Огни № 001 - 1991

иудейское, которое очищало телесные нечистоты, но не грехи сове­ сти. Так, кто совершал прелюбодеяние, или кто решался на воров­ ство, или кто сделал какое-нибудь другое преступление, того оно не освобождало от вины. Но кто касался костей умершего, кто вкушал пишу, запрещенную законом, кто приходил от зараженного, кто об­ щался с прокаженным, тот омывался, и до вечера был нечист, а по­ том очищался. «Да омыет тело свое водою чистою, — говорится в Писании,— и нечист будет до вечера, и чист будет» (Лев. 15, 5; 22,4). Это не были поистине грехи или нечистоты, но так как иудеи были несовершенны, то Бог, делая их через это более благочестивыми, с самого начала приготовлял их к точнейшему соблюдению важней­ шего. Итак, иудейское омовение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, ибо оно освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа. И крещение Иоанново было гораздо выше иудей­ ского, но ниже нашего: оно было как бы мостом между обоими кре­ щениями, ведущими через себя от первого к последнему. Ибо Иоанн руководил не к соблюдению телесных очищений, но вместо них уве­ щевал и советовал переходить от порока к добродетели и полагать надежду спасения в совершении добрых дел, а не в разных омовени­ ях и очищениях водой. Иоанн не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист, но что? — «сотворите плод достоин покая­ ния» (Мф. 3,8). Поэтому оно было выше иудейского, но ниже нашего: крещение Иоанново не сообщало Духа святого и не доставляло бла­ годатного прощения: оно заповедовало каяться, но не было властно отпускать грехи. Поэтому Иоанн и говорил: «аз крещаю вы водою... Той же вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11). Очевидно, что он не крестил Духом. Что же значит: «Духом Святым и огнем?» Вспомни тот день, в который Апостолам «явишася разделени языци яко огненнии, и седе на едином коемждо их» (Деян. 2, 3). А что крещение Иоанново не сообщало Духа и отпущения грехов, видно из следующего: Павел, «обрет некия ученики, рече к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже, аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо креститеся? Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния»,— покаяния, но не отпущения грехов; для чего же он крестил? «Людем глаголя; да во Грядущего по нем веруют, сиречь в Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во Имя Господа Иисуса и возложу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня» (Деян. 19, 1—6). Видишь ли, как несовершенно было креще­ ние Иоанново? Ибо, если бы оно не было несовершенно, то Павел не крестил бы их снова, не возлагал бы на них рук; исполнив же то и другое, он показал превосходство апостольского крещения и то, что крещение Иоанново гораздо ниже его. Итак, из этого мы узнали раз­ личие крещений; теперь необходимо сказать, для чего Христос кре­ стился и каким крещением? Ни прежним — иудейским, ни последу­ ющим — нашим; ибо Он не имел нужды в отпущении грехов; как это возможно для Того, Кто не имел никакого греха? «Греха, — го­ ворится в Писании, — Он не сотвори, не обретеся лесть во устех Его» (1 Пет. 2, 22); и еще: «кто от вас обличает Мя о гресе?» (Ин. 8, 46). И Духу не была непричастна плоть Его; как это могло быть, когда она в начале была произведена Духом Святым? Итак, если и плоть Его не была непричастна Духу Святому, и Он не был подвержен гре­ хам, то для чего Он крестился? Но прежде нам нужно узнать, каким крещением крестился Он, тогда и то будет ясно для нас. Каким же крещением Он крестился? — Не иудейским, и не нашим, но Иоанно­ вым. Для чего? Для того, чтобы ты из самого свойства крещения познал, что Он крестился не по причине греха и не имея нужды в да­ ре Духа; ибо, как мы показали, это крещение было чуждо того и другого. Отсюда видно, что Он приходил на Иордан не для отпуще- 172

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2