Сибирские Огни № 001 - 1991
иудейское, которое очищало телесные нечистоты, но не грехи сове сти. Так, кто совершал прелюбодеяние, или кто решался на воров ство, или кто сделал какое-нибудь другое преступление, того оно не освобождало от вины. Но кто касался костей умершего, кто вкушал пишу, запрещенную законом, кто приходил от зараженного, кто об щался с прокаженным, тот омывался, и до вечера был нечист, а по том очищался. «Да омыет тело свое водою чистою, — говорится в Писании,— и нечист будет до вечера, и чист будет» (Лев. 15, 5; 22,4). Это не были поистине грехи или нечистоты, но так как иудеи были несовершенны, то Бог, делая их через это более благочестивыми, с самого начала приготовлял их к точнейшему соблюдению важней шего. Итак, иудейское омовение освобождало не от грехов, а только от телесных нечистот. Не таково наше: оно гораздо выше и исполнено великой благодати, ибо оно освобождает от грехов, очищает душу и подает дар Духа. И крещение Иоанново было гораздо выше иудей ского, но ниже нашего: оно было как бы мостом между обоими кре щениями, ведущими через себя от первого к последнему. Ибо Иоанн руководил не к соблюдению телесных очищений, но вместо них уве щевал и советовал переходить от порока к добродетели и полагать надежду спасения в совершении добрых дел, а не в разных омовени ях и очищениях водой. Иоанн не говорил: вымой одежду твою, омой тело твое, и будешь чист, но что? — «сотворите плод достоин покая ния» (Мф. 3,8). Поэтому оно было выше иудейского, но ниже нашего: крещение Иоанново не сообщало Духа святого и не доставляло бла годатного прощения: оно заповедовало каяться, но не было властно отпускать грехи. Поэтому Иоанн и говорил: «аз крещаю вы водою... Той же вы крестит Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11). Очевидно, что он не крестил Духом. Что же значит: «Духом Святым и огнем?» Вспомни тот день, в который Апостолам «явишася разделени языци яко огненнии, и седе на едином коемждо их» (Деян. 2, 3). А что крещение Иоанново не сообщало Духа и отпущения грехов, видно из следующего: Павел, «обрет некия ученики, рече к ним: аще убо Дух Свят прияли есте веровавше? Они же реша к нему: но ниже, аще Дух Святый есть, слышахом. Рече же к ним: во что убо креститеся? Они же рекоша: во Иоанново крещение. Рече же Павел: Иоанн убо крести крещением покаяния»,— покаяния, но не отпущения грехов; для чего же он крестил? «Людем глаголя; да во Грядущего по нем веруют, сиречь в Христа Иисуса. Слышавше же крестишася во Имя Господа Иисуса и возложу Павлу на ня руце, прииде Дух Святый на ня» (Деян. 19, 1—6). Видишь ли, как несовершенно было креще ние Иоанново? Ибо, если бы оно не было несовершенно, то Павел не крестил бы их снова, не возлагал бы на них рук; исполнив же то и другое, он показал превосходство апостольского крещения и то, что крещение Иоанново гораздо ниже его. Итак, из этого мы узнали раз личие крещений; теперь необходимо сказать, для чего Христос кре стился и каким крещением? Ни прежним — иудейским, ни последу ющим — нашим; ибо Он не имел нужды в отпущении грехов; как это возможно для Того, Кто не имел никакого греха? «Греха, — го ворится в Писании, — Он не сотвори, не обретеся лесть во устех Его» (1 Пет. 2, 22); и еще: «кто от вас обличает Мя о гресе?» (Ин. 8, 46). И Духу не была непричастна плоть Его; как это могло быть, когда она в начале была произведена Духом Святым? Итак, если и плоть Его не была непричастна Духу Святому, и Он не был подвержен гре хам, то для чего Он крестился? Но прежде нам нужно узнать, каким крещением крестился Он, тогда и то будет ясно для нас. Каким же крещением Он крестился? — Не иудейским, и не нашим, но Иоанно вым. Для чего? Для того, чтобы ты из самого свойства крещения познал, что Он крестился не по причине греха и не имея нужды в да ре Духа; ибо, как мы показали, это крещение было чуждо того и другого. Отсюда видно, что Он приходил на Иордан не для отпуще- 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2