Сибирские Огни № 001 - 1991
Галилеи язычестей, Завулоыстей стране и Неффалимстей земли,/ якоже рече пророк, Свет велик возсия, Христос./ Омраченным светла явися Заря, из Вифлеема облистающая,/ паче же из Марии Господь, всей вселенней возсиявает лучи Солнце правды./ Темже, иже от Адама назии, приидите вси, облечемся в Него, да согреемся,/ покрывает бо нагия и просвещает темныя./ Нришел еси и явился еси, Свет Неприступный. Явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских/ и сущия во тьме и сени спящия просветил есть,/ ибо прииде и явися Свет Неприступный. Явися еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,/ Свет Неприступный. Елицы во Христа крестистеся,/ во Христа облекостеся. Минея». Январь, 6-й день. Беседа на день Крещения Христова Святителя Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского Скажем ныне нечто о настоящем празднике. Многие празднуют праздники и названия им знают, но повода, по которому они уста новлены, не знают. Так, о том, что настоящий праздник называется Богоявлением, все знают, а какое это — Богоявление, и одно ли оно или два, этого не знают. А это постыдно — каждый год праздновать праздник и не знать его повода. Поэтому прежде всего необходимо сказать, что не одно Богояв ление, но два: одно настоящее, которое уже произошло, а другое бу дущее, которое произойдет со славой при кончине мира. О том и дру гом вы слышали сегодня от Павла, который, беседуя с Титом, гово рит так о настоящем: «Явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похо тей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце», — а о будущем: «ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 11—13). И пророк об этом последнем сказал так: «солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели приити Дню Господню великому и просвещенному» (Иоил. 2, 31). Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крес тился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены б о д ы ; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? По тому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен наро ду. А что народ не знал Его и не разумел, Кто Он, об этом послу шай Иоанна Крестителя, который говорит: «посреде вас стоит, Его же вы не весте» (Ин. 1, 26). И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Креститель не знал его до того дня? «И аз, — гово рит он, — не ведех Его: но Пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым» (Ин. 1, 33). Итак, отсюда видно, что — два Богоявления, а почему Иисус приходит на Крещение и на какое крещения Он приходит, об этом необходимо сказать: ибо и это необ ходимо знать, равно как и то. И наперед надобно сказать вашей люб ви о последнем: ибо из этого мы узнаем и первое. Было крещение
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2