Сибирские Огни № 001 - 1991

Галилеи язычестей, Завулоыстей стране и Неффалимстей земли,/ якоже рече пророк, Свет велик возсия, Христос./ Омраченным светла явися Заря, из Вифлеема облистающая,/ паче же из Марии Господь, всей вселенней возсиявает лучи Солнце правды./ Темже, иже от Адама назии, приидите вси, облечемся в Него, да согреемся,/ покрывает бо нагия и просвещает темныя./ Нришел еси и явился еси, Свет Неприступный. Явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских/ и сущия во тьме и сени спящия просветил есть,/ ибо прииде и явися Свет Неприступный. Явися еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси и явился еси,/ Свет Неприступный. Елицы во Христа крестистеся,/ во Христа облекостеся. Минея». Январь, 6-й день. Беседа на день Крещения Христова Святителя Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского Скажем ныне нечто о настоящем празднике. Многие празднуют праздники и названия им знают, но повода, по которому они уста­ новлены, не знают. Так, о том, что настоящий праздник называется Богоявлением, все знают, а какое это — Богоявление, и одно ли оно или два, этого не знают. А это постыдно — каждый год праздновать праздник и не знать его повода. Поэтому прежде всего необходимо сказать, что не одно Богояв­ ление, но два: одно настоящее, которое уже произошло, а другое бу­ дущее, которое произойдет со славой при кончине мира. О том и дру­ гом вы слышали сегодня от Павла, который, беседуя с Титом, гово­ рит так о настоящем: «Явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похо­ тей, целомудренно и праведно и благочестно поживем в нынешнем веце», — а о будущем: «ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 11—13). И пророк об этом последнем сказал так: «солнце обратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели приити Дню Господню великому и просвещенному» (Иоил. 2, 31). Почему же Богоявлением называется не тот день, в который Господь родился, а тот, в который Он крес­ тился? Настоящий день есть тот самый, в который Он крестился и освятил естество вод. Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены б о д ы ; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников. Почему же этот день называется Богоявлением? По­ тому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен наро­ ду. А что народ не знал Его и не разумел, Кто Он, об этом послу­ шай Иоанна Крестителя, который говорит: «посреде вас стоит, Его же вы не весте» (Ин. 1, 26). И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Креститель не знал его до того дня? «И аз, — гово­ рит он, — не ведех Его: но Пославый мя крестити водою, Той мне рече: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом Святым» (Ин. 1, 33). Итак, отсюда видно, что — два Богоявления, а почему Иисус приходит на Крещение и на какое крещения Он приходит, об этом необходимо сказать: ибо и это необ­ ходимо знать, равно как и то. И наперед надобно сказать вашей люб­ ви о последнем: ибо из этого мы узнаем и первое. Было крещение

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2