Сибирские Огни № 001 - 1991
Это — день, в который туне ниспослан нам дар, которого мы и не просили, поэтому справедливо ли было бы, если бы мы отказали своим братьям, вопиющим к нам и просящим у нас милостыни? Это — день, в который отверзлась дверь неба нашим молитвам; прилично ли было бы, если бы мы затворили дверь просящим у нас прощения обид или облегчения бедствий? Господь природы, не изменив Своего естества, изменил Себя; что же? Неужели нам покажется трудным изменить свою волю, поврежденную грехом? Конечно, плоть наша по собственной своей природе не может быть ни больше, ни меньше, но воля по своему произволу может возрастать до какой угодно ме ры; для сего-то Само Божество заключилось в человеческую приро ду, чтобы эта природа устремилась ко всему святому. «Минея». Декабрь, 25-й день. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА 6 января (19 января нов. ст.) Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13—17; Мк. 1, 9—11; Лк. 3, 21—22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, сын кре стился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древнейших времен этот праздник назы вался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертной» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навече- рие Богоявления, так как Крещение и является духовным просве щением людей. Начало праздника Богоявления восходит к апостольским време нам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим празд ником ночном бдении. В III веке на праздник Богоявления известны беседы при Бого служении святого мученика Ипполита и святого Григория Чудотвор ца. В последующие столетия — с IV по IX век — все великие отцы Церкви — Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиолан- ский, Иоанн Дамаскин проводили особые беседы о празднике Бого явления. Преподобные Иосиф Студит, Феофан и Византий написали много песнопений на этот праздник, которые поются и сейчас за Бо гослужением. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения. Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разру шает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необ ходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего гре ховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходи мо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2