Сибирские Огни № 001 - 1991
М. Буш уева знает, что говорить о сущностных вопросах бытия можно только на «высоком» языке, не совпа дающем с языком обыденности. Это зн ает и читатель. Однако мы стоим друг перед другом, словно бы разделен ные прозрачной стеной. Я не слышу речи, хотя по ж естам догадываюсь о многом. В стихотворении «Знаки» речь идет не о том, что имел в виду Н. Рерих, и не о том, что составляет предмет семиотики. И я понимаю, что стихотворение не только о зн а к а х препинания, точнее — оно явно об условности самой темы сти хотворения. Можно сказать, что между мной и автором возникло взаимопони мание, но этого слишком мало для со держательного общения. Мы обменя лись любезными улыбками и остались каждый наедине с собой. Напротив, возможность диалога появ ляется в строчках: «Предателей не су ществует. Предатели не существуют». С казать, что предавший исчезает из моего мира, — этого мало. В асиммет ричном повторении ф р азы есть движе ние от одного понимания к другому. Предатель исчезает не только для ме ня, он исчезает и сам по себе. Мы р а з мышляем над этим и приближаемся к тому, что во все века н азы валось уте шением философией. Итак, становятся различимыми зн а ки того язы к а, на котором говорят о вы соких истинах. К ак и следовало ожи дать, этот язы к не порывает с обыден ностью. Более того, попытки оторваться от нее приводят к абстракциям , утра чивающим св я зь с душой, а значит, с истиной. Прислуш аемся к голосу поэтессы: «И рыба в воде, и птица — вдали — не со мной, а с морем и с небом». Здесь наме чается тем а предстояния человека пе ред вечностью , имеющей неприметный лик окружающ его нас привычного ми ра. Нас приглаш аю т взглянуть на этот мир: «Когда стоишь над озером один в вечернем сумраке, еще прозрачном...»; «П лат озерный чуть ветром колышем, и рябит золотистая нить...». Нужно дей ствительно окунуться в предвечернюю прохладу, нужно не закры ть, а откры ть глаза, чтобы увидеть переход в иную реальность: «Поднимусь я над озером выше, чтобы взглядом его охватить». Подъем продолжается в строчках: «Но озера, что были любимы, превращ аю тся в синий туман...» Озеро, или дерево, или цветок — были любимы и потому содер ж али в себе возможность превратиться в зн аки вы сшего язы ка. А каковы были возможности осуще ствления мира, возникшего в стихотво рении «Остров стихов»? Это странный мир, но Остров стихов существует, хотя его нет. Можно ск азать, что М. Бушуе ва точно строит сюжет своего стихотво рения, что Остров возникает в точно подготовленный момент. Можно ск а зать, что стихотворение крепко сделано. Однако это ничего не объясняет. «Зыбучие пески» нашего сущ ествова ния (или то, что стоит за этим образом) не т а к интересны, как сам этот образ. Он словно бы живет собственной жизнью . Стихотворение написано так прямо, в уверенности бы ть услыш ан ной, что едва намеченная рифмовка к а ж ется чрезмерной. Стихотворение тяго теет к той свободе, когда ф орм а рож дается внезапно, одновременно с рож дением замысла. Получается, что поэзия обогащает нас тогда, когда творит свой особенный мир: И ничто — ни ветер палящий песков, ни зной — не могло победить стихов, и под кроною их можно было испить прохлады густой. В стихотворении обыгрывается слово «ключ», два его несовпадающих значе ния. И это не выглядит нарочитым, по тому что поэтесса не сближает омони мы, а отталкивается от них, создавая новое значение. Но ведь это новое зн а чение — это зн ак праязы ка, который угадывается в нашей речи. В словаре М. Бушуевой такими знаками являю тся не слова или образы , а стихотворения или сквозные мотивы, пронизывающие их и придающие единство книгам. Мотив закрытой двери возникает в стихотворениях «Дверь» и «Спохва тишься — а день уже прошел...». В п а мяти возникает тема Ф . Кафки, у кото рого дверь, охраняемая стражником, является навязчивым образом. В стихах М. Бушуевой отсутствуют бюрократиче ские препятствия, кошмары Ф . Кафки, но усиливается тема стоического проти востояния Хаосу. Собственно говоря, дверь оборачивается символом внутрен него препятствия, напряжения творче ского сознания, предчувствующего но вое воплощение духа: «...последняя дверь не откры та еще. Последняя. А за ней — свет». С ам а по себе эта тема значительна, но важнее контекст ее звучания. Это и печаль по оставленному прошлому: «В ответ пустырь заплачет за спиной...» Это и туман, поглощающий и тему две ри и тревожное ожидание: То откроется дверь, то закроется и в густые туманы зароется — не отыскать. М. Буш уева стремится вернуть жизнь знакам , образам, символам: «Мы вы шли из моря и в море уйдем, — из сим вола в символ...» Т ак преобразуются, оживают и философские абстракции, и обыденная реальность. Что побеждает в стихотворении «Окно сельского учите ля»: тяж еловатая метафора летящего в космосе окна или внезапно зазв у ч ав ш ая в стихотворении нежданная тема сельской ночи, осенней распутицы, оди ночества? Побеждает правда. Е. МИНИЯРОВ В а с и л ь е в с к и й Р. С., Р е з у н Д. Я. Летопись сибирских городов,— Новоси бирск: Кн. изд-во, 1989. Ми н е н к о Н. А. По старому Московскому тракту. — Новоси бирск: Кн. изд-во., 1990. Вряд ли много смысла в бесконечном повторении аксиомы о том, что народ должен зн ать и любить свою историю;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2