Сибирские Огни № 001 - 1991
тябрь 1789 г. — время, близкое к началу Великой французской революции. Не та к уж оторвана была от мира Сибирь, если отзвуки падения Бастилии своеоб разно преломились в тобольском ж ур нале! И не только они. Давно заним ает исследователей во прос о возможном участии в сибирской журналистике славного Радищева, со сланного «просвещенной» Екатериной в Сибирь: он к азал ся ей, да она по-сво ему бы ла права, бунтовщиком хуж е Пу гачева. Тобольск был на пути Александ р а Николаевича, он прожил здесь не сколько месяцев, с декабря 1790 г. до июля следующего года. А «Иртыш ...» выходил в свет в 1789—1791 годах. А. Н. Р адищ ев просто не мог не зн ать об этом ж урнале, чему имею тся документаль ные подтверждения (о них пиш ет Т. Н. Соболевская). Есть основания думать, что А. Н. Радищ ев участвовал в другом корнильевском ж урнале — «Библиотека ученая...». Будем надеяться, что доку ментальные подтверждения тому най дутся. Пока ж е сошлемся на любопыт нейший ф ак т, н а который, кажется, внимания ещ е не обращ алось. И здесь снова придется н азвать имя вольнодум ного прокурора. В первом ж е, сентябрьском, номере «И ртыш а...» з а 1789 г. опубликованы «С тансы » И. И. Б ахтин а. В них есть т а кие строки: Не променю ея лобзаний на царский скипетр и венец, она цель всех моих желаний, начало мыслей и конец. Стихи, разумеется, посредственные, но не в этом дело! К слову «венец» дана сноска, в которой сказано: «Восемь лет тому назад, то есть во врем я сочинения, автор подлинно т а к думал, а теперь ди вится, к ак не пришло ему в мысль, что ни один ц арь не согласится на мену». И так, «С тансы », по свидетельству И. И. Б ахтин а, были им написаны восемь лет назад, следовательно, около 1781 г., спу стя несколько лет по выходе в отставку от военной службы (конец 1776 г.) и не задолго до поступления на должность стряпчего в тобольском верхнем надвор ном суде (1782). В том ж е году А. Н. Р а дищев, ещ е живший в Петербурге, пи ш ет свое знаменитое «Письмо к другу, жительствующ ему в Тобольске, по дол гу звани я своего». И в этом «Письме» зая вл я ет: «...нет и до скончания мира примера, м ож ет быть, не будет, чтобы Ц арь упустил добровольно что-либо из своей власти, седяй н а Престоле». Какое неожиданное, но по-своему закономер ное переплетение судеб человеческих! Р азны е люди бы вали среди российских дворян, и ни сословные перегородки, ни огромные расстояния не могли разделить тех, кто болел з а судьбы отечества, за п р ава народные. Да, в самы е тяж елы е времена нахо дились подвижники и помощники рос сийской культуры . Вот имя еще одного и з них, упоминаемое Т. Н. Соболевской, __ правитель Тобольского наместничест в а Алексей Алябьев, отец композитора Александра Алябьева, который не толь ко р ассы л ал комендантам и городни чим наместничества указания относи тельно подписки на эти журналы , но и обращ ался к представителям других на- местничеств с просьбой помочь в рас пространении «Иртыш а...». Это и в са мом деле важно подчеркнуть, ибо то больская журналистика возникла не на пустом месте, не среди лесов и топей края, а в определенной духовной атмо сфере, к концу ХУШ в. сложившейся в Тобольске да, пожалуй, и в ряде дру гих центров Сибири. Приходится лиш ь сожалеть, что со ставители сборника не включили ста тью о рукописной книге, бы товавш ей в Сибири с те х пор, к ак сюда стали пере селяться русские крестьяне, ремеслен ники и торговые люди из Европейской России. Обживая новые для них, во многом неведомые места, переселенцы брали с собой не только домашний скарб, скотину, орудия труда, но и кни гу, по большей части — рукописную. Здесь, в Сибири, эти книги читались, переписывались и все чащ е — создава лись заново. Многозначительная деталь: книга была одним и з предметов первой необходимости простых русских людей, которые отнюдь не были столь темны ми и необразованными, как привычно стало думать. Нет, находки археографов Новосибирска, Томска, Иркутска и дру гих городов в последние десятилетия показали, что духовный мир русских поселенцев был многообразным и по- своему богатым. Собственно, рукопис ная книжность в Сибири бы ла одним из могучих ф акторов предыстории появле ния здесь книгопечатания. О его дальнейшем развитии подробно рассказы вается в других стать я х сбор ника — о книгопечатании в Восточной и Западной Сибири в X IX — начале X X в. (М. А. Белокрыс, А. Ф . Володко- вич, В. Н. Волкова, Л. П. Бердников, Е. Н. Косых), о книжном деле советско го периода, вплоть до наших дней (А. Л. Посадсков, Л. Ф . Кон, Е. Н. Савенко, С. А. Пайчадзе, И. В. Филаткина, Л. Ф . Казаринова). С татья каждого из н азван ны х авторов заслуж ивает внимания, ими собран большой, нередко прежде не известный материал. Чтение этих статей будет, несомненно, интересным и полезным занятием . Не имея возм ож ности подробнее останавливаться на столь многообразном и богатом матери але, особенно на развитии книжного де ла после 1917 г., обратим, однако, вни мание на статью И. В. Филаткиной «Книга коренных народов Дальнего Во стока». Сделать это важ н о потому, что Российская Федерация, неотъемлемой частью которой Сибирь является, рес публика многонациональная, объединя ющ ая многогранную палитру этниче ских культур, одним и з важнейш их к а налов которой служит книга, книжное дело. В наши дни внимание к культуре малочисленных сибирских народов не уклонно возрастает. Всех нас беспокоят многие негативные тенденции, возник шие з а последние десятилетия и вы з ванные бездумным технократическим подходом центральных ведомств и з а частую местных органов власти к спе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2