Сибирские Огни № 001 - 1991

тябрь 1789 г. — время, близкое к началу Великой французской революции. Не та к уж оторвана была от мира Сибирь, если отзвуки падения Бастилии своеоб­ разно преломились в тобольском ж ур­ нале! И не только они. Давно заним ает исследователей во­ прос о возможном участии в сибирской журналистике славного Радищева, со­ сланного «просвещенной» Екатериной в Сибирь: он к азал ся ей, да она по-сво­ ему бы ла права, бунтовщиком хуж е Пу­ гачева. Тобольск был на пути Александ­ р а Николаевича, он прожил здесь не­ сколько месяцев, с декабря 1790 г. до июля следующего года. А «Иртыш ...» выходил в свет в 1789—1791 годах. А. Н. Р адищ ев просто не мог не зн ать об этом ж урнале, чему имею тся документаль­ ные подтверждения (о них пиш ет Т. Н. Соболевская). Есть основания думать, что А. Н. Радищ ев участвовал в другом корнильевском ж урнале — «Библиотека ученая...». Будем надеяться, что доку­ ментальные подтверждения тому най­ дутся. Пока ж е сошлемся на любопыт­ нейший ф ак т, н а который, кажется, внимания ещ е не обращ алось. И здесь снова придется н азвать имя вольнодум­ ного прокурора. В первом ж е, сентябрьском, номере «И ртыш а...» з а 1789 г. опубликованы «С тансы » И. И. Б ахтин а. В них есть т а ­ кие строки: Не променю ея лобзаний на царский скипетр и венец, она цель всех моих желаний, начало мыслей и конец. Стихи, разумеется, посредственные, но не в этом дело! К слову «венец» дана сноска, в которой сказано: «Восемь лет тому назад, то есть во врем я сочинения, автор подлинно т а к думал, а теперь ди­ вится, к ак не пришло ему в мысль, что ни один ц арь не согласится на мену». И так, «С тансы », по свидетельству И. И. Б ахтин а, были им написаны восемь лет назад, следовательно, около 1781 г., спу­ стя несколько лет по выходе в отставку от военной службы (конец 1776 г.) и не­ задолго до поступления на должность стряпчего в тобольском верхнем надвор­ ном суде (1782). В том ж е году А. Н. Р а ­ дищев, ещ е живший в Петербурге, пи­ ш ет свое знаменитое «Письмо к другу, жительствующ ему в Тобольске, по дол­ гу звани я своего». И в этом «Письме» зая вл я ет: «...нет и до скончания мира примера, м ож ет быть, не будет, чтобы Ц арь упустил добровольно что-либо из своей власти, седяй н а Престоле». Какое неожиданное, но по-своему закономер­ ное переплетение судеб человеческих! Р азны е люди бы вали среди российских дворян, и ни сословные перегородки, ни огромные расстояния не могли разделить тех, кто болел з а судьбы отечества, за п р ава народные. Да, в самы е тяж елы е времена нахо­ дились подвижники и помощники рос­ сийской культуры . Вот имя еще одного и з них, упоминаемое Т. Н. Соболевской, __ правитель Тобольского наместничест­ в а Алексей Алябьев, отец композитора Александра Алябьева, который не толь­ ко р ассы л ал комендантам и городни­ чим наместничества указания относи­ тельно подписки на эти журналы , но и обращ ался к представителям других на- местничеств с просьбой помочь в рас­ пространении «Иртыш а...». Это и в са­ мом деле важно подчеркнуть, ибо то­ больская журналистика возникла не на пустом месте, не среди лесов и топей края, а в определенной духовной атмо­ сфере, к концу ХУШ в. сложившейся в Тобольске да, пожалуй, и в ряде дру­ гих центров Сибири. Приходится лиш ь сожалеть, что со­ ставители сборника не включили ста­ тью о рукописной книге, бы товавш ей в Сибири с те х пор, к ак сюда стали пере­ селяться русские крестьяне, ремеслен­ ники и торговые люди из Европейской России. Обживая новые для них, во многом неведомые места, переселенцы брали с собой не только домашний скарб, скотину, орудия труда, но и кни­ гу, по большей части — рукописную. Здесь, в Сибири, эти книги читались, переписывались и все чащ е — создава­ лись заново. Многозначительная деталь: книга была одним и з предметов первой необходимости простых русских людей, которые отнюдь не были столь темны ­ ми и необразованными, как привычно стало думать. Нет, находки археографов Новосибирска, Томска, Иркутска и дру­ гих городов в последние десятилетия показали, что духовный мир русских поселенцев был многообразным и по- своему богатым. Собственно, рукопис­ ная книжность в Сибири бы ла одним из могучих ф акторов предыстории появле­ ния здесь книгопечатания. О его дальнейшем развитии подробно рассказы вается в других стать я х сбор­ ника — о книгопечатании в Восточной и Западной Сибири в X IX — начале X X в. (М. А. Белокрыс, А. Ф . Володко- вич, В. Н. Волкова, Л. П. Бердников, Е. Н. Косых), о книжном деле советско­ го периода, вплоть до наших дней (А. Л. Посадсков, Л. Ф . Кон, Е. Н. Савенко, С. А. Пайчадзе, И. В. Филаткина, Л. Ф . Казаринова). С татья каждого из н азван­ ны х авторов заслуж ивает внимания, ими собран большой, нередко прежде не известный материал. Чтение этих статей будет, несомненно, интересным и полезным занятием . Не имея возм ож ­ ности подробнее останавливаться на столь многообразном и богатом матери­ але, особенно на развитии книжного де­ ла после 1917 г., обратим, однако, вни­ мание на статью И. В. Филаткиной «Книга коренных народов Дальнего Во­ стока». Сделать это важ н о потому, что Российская Федерация, неотъемлемой частью которой Сибирь является, рес­ публика многонациональная, объединя­ ющ ая многогранную палитру этниче­ ских культур, одним и з важнейш их к а­ налов которой служит книга, книжное дело. В наши дни внимание к культуре малочисленных сибирских народов не­ уклонно возрастает. Всех нас беспокоят многие негативные тенденции, возник­ шие з а последние десятилетия и вы з­ ванные бездумным технократическим подходом центральных ведомств и з а ­ частую местных органов власти к спе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2