Сибирские Огни № 001 - 1991
своих и не были приняты в другую иноязычную среду, как были, та к и ос тались людьми второго сорта, закомп лексованными, неполноценными. Судь ба кумандинцев не единична. Таково ж е положение челканцев и тубаларов, телеутов и шорцев, вепсов и ногайцев и многих других. В конце 50-х годов колхозы в К рас ногорском, Солтонском, Турочакском и других районах были преобразованы в совхозы без всякого учета интересов и желаний местного населения. Одним росчерком пера. Тем самым земельные наделы кумандинцев были отчуждены, даж е без компенсации з а колхозное имущество, которое состояло все-таки из оредств, собранных по крохам, от на селения. Вместе с тем были созданы крайне нетерпимые условия, вплоть до безработицы основной массы бы вших колхозников, зак ры ты школы , магази ны и т. д. Уж е в силу этих причин как русское, та к и алтайское население разъ ехало сь из ук азанны х районов по разным городам и промышленным рай онам страны: в Кузбасс, Горно-Алтайск, Барнаул, Карагандинскую область и другие места. Население этих районов сократилось в д ва с лишним р аза. Мно гие земли пустуют, бывшие села поки нуты, кое-где сохранились полуразва- лившиеся остатки домов. А раньше в сел ах жили люди, кормили детей, сеяли хлеб, разводили скот. Почему ж е они покинули могилы предков, пашни и лу га, политые кровью и потом? Ведь вы бирались эти места не случайно, не на два—три дня, как это делали кочевни ки! Сколько было вложено сил в освое ние пустошей не только кумандинцами, но и переселенцами — колонистами из России! Не было ли тут злого чьего-то умысла, зн ает только история. Насту пит время, и она ответит. Видимо, не от сладкой жизни люди побросали дома и к ак от чумы беж али в города. Сможем ли мы вернуть их? Ед ва ли! Да и обой дется это недешево... Наиболее быстро национальная куль тура стирается в условиях городской жизни. Не случайно индейцы в США стойко придерживаются своих р езерва ций, ибо только там они могут сохра нить самобытность и культуру, хотя им предоставлены свобода выбора и действий. Город нивелирует националь ную культуру и через 2—3 поколения уничтожает ее, зам енив общенациональ ной культурой, в наш их условиях — об щерусской. Где ж е вы ход? Выход в со хранении и восстановлении стары х сел. Для этого необходимо создать все усло вия. Восстанавливая малые села, основ ное внимание надо направить н а тради ционные виды занятий: земледелие, жи вотноводство, пчеловодство, охоту, заго товку кедрового ореха, лекарственного сырья, консервирование колбы (черем ши), папоротника, грибов и т. п. При этом я не ратую только за кумандин цев. Наоборот, было бы идеальным, ес ли состав жителей м алы х сел носил бы интернациональный характер. Это по шло бы на пользу, на взаимообогаще- ние, обмен опытом в сельхозработах и агрокультуре. Количество семей в таких селах не должно превыш ать 5—10. Для общего руководства необходим коорди национный центр, в функции которого вошли бы снабжение и сбыт готовой продукции. Государственным органам нужно пойти навстречу таким начина ниям, выделив денежные средства, снабдив строительными материалами. Нужны определенные уступки, во-пер вы х, в продаже малой техники, не смотря на повышение закупочных цен, хотя бы сроком лет на пять. Пока эти хозяйства окрепнут. Во-вторых, обяза тельно увеличение выпуска малой тех ники, всемерная механизация труда сельского рабочего. Надо увеличить вклад в сельскохозяйственное производ ство за счет разумного сокращения расходов в промышленности, разви вав шейся в течение 73 лет в ущерб дерев ни. Нужен открытый приток капитала. Долг красен платежом! Обучение родному языку в малых се л ах следует нач ать с дошкольного воз раста. Затем ввести обязательное пре подавание его в школе. Необходимо предусмотреть строительство малокомп лектных школ-интернатов комплексно го характера: детский сад — начальная школа со спальными комнатами, спор тивным залом, библиотекой и класса ми. Именно такой тип школ, на наш взгляд, будет отвечать интересам сель ского населения. При реализации плана социально-эко номического развития м алы х сел до 2010 года планирующим органам необ ходимо такж е предусмотреть преодоле ние отставаний в экономике, народном образовании, культуре и существенном улучшении бы та северных алтайцев, выделив необходимые средства из гос бюджета. Малые народы за рубежом получают помощь. О них государство проявляет заботу. У нас ж е деньги идут на без возмездную помощь слаборазвитым странам — и з престижных соображе ний, — десятой части ее вполне хвати ло бы, чтобы поднять экономику, повы сить общий уровень культуры, спасти малые народы от деградации. Т ак ая по мощь в недалеком будущем окупится полностью объемом полученной в воз рожденных селах сельхозпродукции, доход от которой в виде налогов посту пит государству. Вновь повторяю: почему правитель ство оказы вает помощь чужим странам, тр атя на это огромные средства? А когда идет речь о собственных нуждах, денег не оказы вается? Кому нужна та кая гуманность и такой престиж? Все равно этим путем авторитета и впечат ления о превосходстве нашей системы не добьемся. Необходимо сначала наве сти порядок у себя дома и показать другим, на что мы способны. Наше соб ственное благополучие будет залогом успеха и в большой политике, приме ром для подражания.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2